UCOZ Реклама

Свежий номер...

Вторник 12 июля 2005 года №99(2657)


   ВЗГЛЯД НА СТРАНУ 
Чего не хватает?


Два года назад президент России Владимир Путин объявил задачу удвоения ВВП (валового внутреннего продукта). Сроком достижения этой цели был назван 2010 год, но чем дальше, тем чаще министры экономического блока правительства говорят о невозможности выполнения задачи. Им возражают. Одним из критиков упаднических настроений министров и их действий является председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Свою позицию спикер изложил в отдельной статье, предназначенной для публикации в "СК". Предлагаем ее своим читателям.
      Нельзя сидеть между двух стульев
Чтобы добиться роста экономики, в принципе есть два пути. Один из них - создать для капитала более выгодные условия, чем в соседних странах, привлечь его в Россию низкими издержками и высокими прибылями. Но по итогам 2004 года Россия занимает в мировом рейтинге конкурентоспособности 70-е место при 104 участниках.
Значит, надо идти по второму пути. Государство должно проводить активную экономическую политику, вкладывать средства в развитие производства. Это, кстати, традиционный для России путь, не раз доказавший свою эффективность именно в нашей стране.
Выбор понятен: или один сценарий роста, или другой. А тот, кто пытается усидеть на двух стульях разом, неминуемо провалится. Между тем экономическая политика последних лет сводится именно к этому.
С одной стороны, государство буквально душит бизнес налогами, бюрократизмом, волокитой. Уровень налогов, которые платят предприятия России, примерно в два раза выше, чем в США или в Китае - крупнейших экономических державах современного мира. С другой стороны, нет ни государственных инвестиций, ни государственной поддержки частного сектора в передовых, стратегически важных отраслях, то есть мер, которые проводятся даже в странах с самыми либеральными экономическими режимами. Огромные финансовые резервы государства работают не в нашей экономике, а за рубежом.
Каждый раз, когда представители экономических ведомств начинают снова рассказывать о невозможности удвоения ВВП за десять лет, надо к их словам добавлять одну оговорку. Это невозможно, если продолжать такую экономическую политику, какую они проводят. А если ее изменить, тогда резервов и ресурсов для роста достаточно, чтобы эту задачу решить.
Первое, что для этого нужно сделать, - устранить грубейшее нарушение технологии самой выработки государственной экономической политики, подготовки необходимых решений. Каждый, кому приходилось начинать какое-нибудь серьезное дело, понимает, что прежде всего надо продумать план, порядок его выполнения. Поразительно и необъяснимо с рациональных позиций, почему по важнейшей, поистине стратегической задаче, рассчитанной на десять лет, тогдашний состав правительства сразу не разработал концепцию, а затем и конкретную программу ее реализации. Нет этих документов и сегодня.
      С чего начать?
Поэтому и сейчас, два года спустя, придется начинать с этого первого шага. Составить график достижения поставленной цели удвоения ВВП за оставшиеся восемь лет.
Наметить промежуточные цели во временном, отраслевом и территориальном разрезе. Определить резервы роста и необходимые меры со стороны государства, которые позволят последовательно достигать успеха на каждом из намеченных этапов.
Еще очень долго Россия не сможет на равных конкурировать за привлечение капиталов с главными центрами мирового хозяйства. Это значит, что без специальных мер со стороны государства инвестиции придут только в узкий круг отраслей и регионов, в основном сырьевых, выгодных для инвесторов уже сегодня. Чтобы развивать высокотехнологичные отрасли, способные вернуть нашей стране роль великой экономической державы, необходимы государственные капиталовложения и меры государственной поддержки.
Нужно разработать и осуществить рассчитанную на восемь лет программу государственных инвестиций. Сейчас в двух главных финансовых фондах государства - золотовалютных резервах и Стабилизационном фонде - сосредоточено около 170 миллиардов долларов. Для обеспечения финансовой стабильности необходимо максимум 50-60 миллиардов. Остальные средства должны быть вложены в развитие отечественного производства, а не в кредитование зарубежных правительств под низкий процент, как это делается сейчас.
Поскольку финансовые резервы продолжают расти, общая величина государственной инвестиционной программы за срок ее действия может составить 200 миллиардов долларов, по 25 миллиардов в год.
      Деньги есть куда вложить
Государственные инвестиции нельзя распылять. Они должны быть сосредоточены в тех отраслях, где Россия находится в числе мировых научных и технологических лидеров и может занять большую долю мирового рынка.
В аэрокосмическом комплексе, атомной промышленности, в производстве современных материалов, в сфере нано-, био-, информационных технологий.
За восемь лет наша страна может создать пять-семь государственных концернов, сопоставимых по масштабу деятельности с Газпромом или крупнейшими нефтяными компаниями, но работающих в самых современных передовых отраслях. Они станут источником и наукоемкого экспорта, и бюджетных доходов, и высокооплачиваемых рабочих мест для квалифицированных российских специалистов.
Известен миф, что эффективны только частные предприятия, потому что там всю деятельность контролирует хозяин, заинтересованный в прибыли. На самом деле в огромной частной корпорации с миллионами акционеров и сотнями предприятий по всему миру хозяйский глаз играет ничуть не большую роль, чем в государственном концерне. В управлении этими структурами нет никакой принципиальной разницы. Вопрос только в том, чтобы сделать эффективным контроль, обеспечить реальную ответственность за результат работы и материальную мотивацию персонала. Это возможно и в государственной организации.
Для эффективного управления государственной собственностью нужно создать в России один или несколько холдингов на принципах современного корпоративного менеджмента. Критерий для оценки работы управляющих - рост рыночной стоимости активов.
Нужно шире использовать те меры стимулирования предприятий, которые еще существуют в России, в том числе госзаказ, субсидирование процентных ставок по кредитам, использованным на модернизацию. И обязательно восстановить налоговую льготу для инвестированной прибыли, которая была отменена с 2002 года. Сегодня видно, что это было крупной ошибкой экономической политики, которая привела к большой потере инвестиций.
Очень эффективен механизм договоров между уполномоченными государственными органами и предприятиями о предоставлении им субсидий, льгот и других форм поддержки по факту выполнения государственных программ. Он хорошо зарекомендовал себя во Франции, где с его помощью стимулируют реализацию на предприятиях социальных мер.
Но с таким же успехом он может использоваться и как стимул для программ модернизации.
Одна лишь корпорация "Боинг" за 10 лет получила от правительства США субсидии на сумму 23 млрд долларов. Не отстает в поддержке своего производства и Евросоюз. Российские предприятия также вправе рассчитывать на помощь и поддержку своего государства.
Меры по развитию производства должны быть подкреплены увеличением спроса на внутреннем рынке. Это требует проведения активной политики по увеличению доходов населения. В первую очередь необходимо реализовать заявленную президентом программу повышения оплаты труда в бюджетной сфере, а также программу повышения минимальной оплаты труда до величины прожиточного минимума. Это позволит не только решить важные социальные проблемы, но и обеспечит сбыт для продукции российских предприятий. В условиях опережающего роста доходов станет реальностью и стимулирование рождаемости, что позволит преодолеть острейший демографический кризис.
Для развития экономики у России есть сырье и квалифицированные трудовые ресурсы, технологии и производственная база. Перестал быть дефицитом даже капитал, во всяком случае государственный, хотяименно нехватка капитала всегда была "узким местом" российского хозяйства. Так чего же еще не хватает для решения задачи удвоения ВВП? Только ответственности на всех уровнях за выполнение порученного дела. Это и есть на сегодня самый дефицитный ресурс.

Сергей МИРОНОВ, председатель Совета Федерации России, специально для "СК".



[обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz