Ох, и тяжело быть первоклассником: еще вчера он - маленький ребенок, а сегодня - на нем груз ответственности. В частности - за родителей и их хорошее настроение. Теперь родители сами, словно дети, - они постоянно сравнивают "своего ученика" с другими детьми, им непременно нужно гордиться его успехами. Должен быть счастливым Специалисты абсолютно убеждены, что успешный первоклассник не обязательно должен быть прилежным, сообразительным, исполнительным... Успешный первоклассник - прежде всего счастливый. Об этом с "СК" согласилась поговорить заведующая психолого-медикопедагогической службой Заволжского отдела образования Раиса Рыжакова. Часто вам приходилось встречать детей, которые накануне своего первого первого сентября не хотят идти в школу? Наверняка нет. По опыту работы своей службы Раиса Михайловна знает: уже в январе-феврале среди первоклашек много ребят, которые наотрез отказываются учиться. Еще один любопытный факт: в начале прошлого учебного года специалисты психолого-медикопедагогической службы Заволжского районо, проверяя готовность детей к школе, осмотрели 1226 человек, только девять оказались неготовыми. Это хороший показатель. Откуда же тогда берутся плохие показатели качества обучения уже к третьему-четвертому классу? В том, что пропадает желание идти в школу, виноваты взрослые, в том, что ребенок становится неуспешным в учебе, - тоже они, убеждена Раиса Рыжакова. Заложники амбиций своих родителей Изначально психолого-медикопедагогическая служба была ориентирована на работу с детьми, у которых есть проблемы со здоровьем, мешающие им учиться. Такие дети, как правило, проходят реабилитацию в специализированных детских садах. Причем с хорошим результатом, если проблема схвачена вовремя. В нынешнем году Рыжакова и ее коллеги осмотрели сто выпускников таких дошкольных учреждений. Одиннадцати ребятам из ста было рекомендовано обучение по программе седьмого вида, то есть в классах малой наполняемости. С точки зрения специалистов, ничего страшного в таких рекомендациях нет: ребенок нуждается в большем внимании учителя, ему нужно еще несколько лет, чтобы окрепнуть, в обычном классе такие дети могут быстро сломаться изза неудач, в которых совершенно не виноваты. С точки зрения родителей, следовать таким рекомендациям чуть ли не позор. Дети ни в коем случае не должны быть заложниками родительских амбиций, убеждена Раиса Михайловна. Ориентация на неуспех? Образовательных программ у нас теперь много. Чем сложнее - тем престижнее для школы, соответственно - для родителей. А для ребенка? - А ребенок оказывается в незавидном положении, - говорит Раиса Михайловна. - Если по тем или иным причинам ему будет некомфортно в новой для него школьной атмосфере, его постоянными спутниками станут тревожность, неуверенность в себе, страх перед плохой оценкой. В результате у начинающего ученика может сформироваться так называемая ориентация на неуспех. В начальной школе такие дети, как правило, ведут себя тише воды ниже травы, а к пятому классу они уже оторви и выбрось научились сопротивляться. Так что нужно знать родителям первоклассника для того, чтобы правильно выбрать для него школу, программу, или образовательный маршрут, как говорят специалисты? Мнение Раисы Михайловны по этому поводу особенно интересно, поскольку проблему она видит в целом - как руководитель психолого-педагогической службы и как практик учитель, завуч и, наконец, директор школы - в недавнем прошлом. - Для первоклассника надо выбирать не школу и не образовательную программу, а учителя. Обойдите близлежащие школы, выясните, какие учителя набирают первые классы. В идеале ребенок сам для себя должен выбрать учителя. Каждый ребенок особенный, и, безусловно, есть учителя, которые конкретно вашему ребенку ну никак не подходят. Противопоказаны. Не нужно ориентироваться на понятия "сильный" и "слабый" учитель. Не так уж важно, сколько даст учитель вашему малышу в начальной школе. Если этот учитель будет любимым, то он даст главное - ощущение уверенности, комфорта, успеха... Это для начальной школы главное. Инструкция по применению Понятно, что большинство родителей завтрашних первоклассников, какие бы они шаги ни предпринимали, искренне желают своим детям добра, удачи и счастья. Чтобы эти благие помыслы воплотились на деле, Раиса Рыжакова советует мамам и папам придерживаться несложных правил. Вот они. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, не говорите ему, что он не понимает простых вещей, не может справиться с ерундовой задачей. Вы не знаете или не помните, как сложно учиться в первом классе. В какую бы ситуацию ваш ребенок ни попал в школе, дома он должен получить поддержку. Если учитель на него жалуется, не спешите вставать на сторону учителя. Нет закона "учитель всегда прав". Выслушайте ребенка, постарайтесь понять его "правду", а уже после этого делайте выводы. Поддерживайте тесный контакт с учителем. Проявляйте интерес ко всему, что происходит в школе, разговаривайте больше со своим учеником. Окружите его заботой и лаской. В начальной школе, а особенно в первом классе, ученику нужны не столько успехи в учебе, сколько любовь. Помните, что первоклассником быть очень непросто - ему нужно научиться общаться с разными детьми, усвоить абсолютно новые правила жизни. Болезнь под маской шалопая За рамками разговора о первоклассниках остался один очень важный момент. Он касается всех школьников. Неудачи, неуспех иногда сваливаются на детей совершенно неожиданно. Список претензий стандартный: не слушает, не работает, отсутствующий вид, витает в облаках, не может усидеть на месте, не хочет учиться... а ведь способный! Иногда годами родители и учителя пилят ребенка, не подозревая, что он просто не может вести себя иначе. По состоянию здоровья. То, что взрослые принимают за поведенческие отклонения, на самом деле - симптомы болезни, причиной, возможно, стал ушиб головы или родовая травма, которая дала о себе знать только с увеличением учебных нагрузок... В любом случае в этом должны разбираться специалисты, убеждена Раиса Рыжакова. Психолого-медикопедагогическая служба, которую она возглавляет, тесно сотрудничает с детской больницей восстановительного лечения психоневрологического профиля №1. Есть десятки примеров, когда ребята, прошедшие реабилитацию в этом медучреждении, не только заново обретали интерес к учебе, но и добивались потом значительных в ней успехов.