UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 23 апреля 2005 года №58-59(2616-2617)


   НА ВИДУ 
Дело Пеньковского


Олег Пеньковский, с одной стороны, самый высокопоставленный предатель военных тайн Советского Союза, получивший по заслугам высшую меру наказания. По другим данным, Пеньковский - жив, потому что, будучи искусным разведчиком, специально выполнял роль дезинформатора спецслужб Англии и Америки и добился в этом колоссальнейших успехов. Но для виду, то есть для продолжения «игры», КГБ был разыгран спектакль суда со смертной казнью, будто бы тут же приведенной в исполнение.
В действительности же лицо Пеньковского было якобы ненастоящим, и после завершения спецзадания он вернулся к прежнему своему облику, по-прежнему здравствует как один из самых заслуженных разведчиков страны. Иные же договариваются до того, что Пеньковский не просто шпион, а такой особый шпион, что его даже сожгли, чтобы и духу его на земле не было. Уже не поймешь, что быль, а где сказка.
      Алекс – Джеймсу
Человеком, который стал связным между Пеньковским и британской разведкой, был Грэйвил Мэйнорд Винн - бизнесмен, служивший во время второй мировой войны в одном из подразделений британской контрразведки (МИ-5). Его коллегой в МИ-5 был некий «Джеймс», позднее переведенный в службу внешней разведки Великобритании. «Джеймс» в середине 50-х годов нашел своего бывшего сослуживца и предложил ему сочетать свою коммерческую деятельность в Восточной Европе со шпионажем.
В ноябре 1960 года Винн встретился с Олегом Пеньковским. Он был заметной фигурой в московском высшем обществе тех лет. Высокий, подтянутый, красивый, хорошо образованный офицер с прекрасными манерами пользовался успехом у дам из московского бомонда. Его дядя - Валентин Пеньковский - служил в чине генерал-лейтенанта в Министерстве обороны. Тесть - генерал Гапанович - был начальником политуправления Московского военного округа. Сам Олег Пеньковский был всего лишь сотрудником международного отдела Госкомитета по науке и технике, но нужно учитывать, что этим отделом руководил Джермен Гвишиани зять одного из крупнейших советских партийно-государственных деятелей Алексея Косыгина. Пеньковскому также покровительствовали главнокомандующий артиллерией СоветскойАрмии генерал-полковник Варенцов и начальник ГРУ Серов (бывший руководитель КГБ СССР).
Винн сблизился с Пеньковским настолько, что они стали называть друг друга Грес и Алекс. Пеньковскому это имя нравилось больше, чем его собственное.
      Очень хотел предать
Пеньковский и до встречи с Винном уже пытался вступить в контакт с Западом. Для западных спецслужб он представлял огромный интерес, поскольку был посвящен во многие военные секреты и, по-видимому, хотел продать их за хорошие деньги.
Причины такого поведения Пеньковского остались неясны. Возможно, его прельщал западный образ жизни, возможно, он был недоволен своим положением и мечтал о большем. Во всяком случае, Пеньковский вел себя довольно необдуманно. Свои предложения о сотрудничестве с Западом он передавал прямо в конвертах американским студентам, английскому дипломату, канадскому бизнесмену.
В апреле 1960 года, во время одной из очередных командировок Винна в Москву, они с Пеньковским прогуливались по Красной площади. Советский полковник неожиданно заявил, что располагает сведениями, которые любой ценой должны быть переправлены на Запад. Пеньковский передал запечатанный конверт, содержавший ряд секретных документов, для того чтобы убедить британцев в искренности его намерений.
Через две недели в составе советской торговой делегации Пеньковский прибыл в Лондон. Делегация остановилась в отеле «Маунт Роял». Каждый вечер после завершения официальных мероприятий Пеньковский направлялся на конспиративную квартиру, где его ждали сотрудники британских спецслужб (в том числе ЦРУ). Беседы продолжались по нескольку часов.
В Москву Пеньковский вернулся с оборудованием, необходимым для шпионской деятельности: фотокамерой, радиоаппаратурой, пленками, бумагой для тайнописи. Были заранее установлены места для тайников.
Особенную ценность представляли сведения о ракетной технике.
      Арест
Олега Пеньковского арестовали 22 октября 1962 года по обвинению в измене. Сделать это для КГБ не представляло особого труда, поскольку каждый пребывавший в те годы в СССР иностранец находился под пристальным наблюдением. Подозрения вызвали частые контакты Пеньковского с Винном и другими сотрудниками английского дипкорпуса. В домашний телефон Пеньковского встроили подслушивающее устройство, а затем провели на его квартире тайный обыск.
Вот как рассказывает об этом моменте Владимир Семичастный, бывший в то время председателем КГБ СССР: «В квартире обнаружили тайник, поддельный паспорт, то есть паспорт, по которому он должен был перейти на нелегальное положение...
И еще несколько тысяч рублей. Позже я приказал оставить семье не то половину, не то какую-то очень большую сумму из тех денег. Наблюдая за Пеньковским, мы параллельно убедились, что остальные члены семьи (его мать, жена и дочь) - порядочные люди, которые совершенно не в курсе этого предательства (Пеньковский делал все очень тайно). Поэтому, чтобы они не страдали, мы немедленно перевели дочь в другую школу и переселили семью в другое место. Мы боялись за дочь, потому что она уже оканчивала школу. И изза соответствующей обстановки в школе могли быть самые страшные последствия: девочка могла психологически не выдержать возникшего напряжения и внезапной отчужденности. Однако фамилию оставили прежнюю. Потом уже, кажется, и фамилию заменили, чтобы не висело над ними проклятие сына, мужа и отца-предателя».
2 ноября 1962 года в Будапеште был арестован Винн. Его переправили в Москву, чтобы отдать под суд вместе с Пеньковским. 11 мая 1963 года Военная коллегия Верховного Суда СССР признала обоих виновными в шпионаже. Пеньковский был приговорен к расстрелу, Винн - к восьми годам лишения свободы. Позднее советские власти объявили, что Пеньковский был казнен через пять дней после вынесения приговора.
      Пожертвовал собой ради идеи?
С 1992 года (тогда отмечалось 30летие Карибского кризиса) в печати прокатилась новая волна публикаций о «супершпионе» с совершенно неожиданным поворотом. В России были опубликованы отрывки из книги Джеральда Шектера и Петра Дерябина под названием «Шпион, который спас мир?». Некоторые СМИ утверждали, что мир в 1962-м, в период Карибского кризиса, был спасен благодаря Пеньковскому, его бесценной информации, переданной Вашингтону. Впрочем, была выдвинута и другая версия - Пеньковский оказался пешкой в большой игре, но, сам того не подозревая, сыграл огромнейшую роль в предотвращении военного конфликта в дни Карибского кризиса.
Версия «Пеньковский - спаситель мира» была запущена с подачи американца ДжеральдаШектера. Дескать, бытует мнение, что выход из кризиса был найден благодаря мудрости политиков, осознавших все ужасы и бесполезность ядерной войны. На самом деле тут многое сделал Олег Пеньковский. Президент Кеннеди благодаря ему узнал, что Хрущев обманывал, заявляя о ядерном превосходстве СССР над США и производстве 250 межконтинентальных баллистических ракет в год. Наоборот, превосходство было у Соединенных Штатов. Пеньковский, если верить Шектеру, также передал ЦРУ и МИ-6 документы о советской ракете SS-4. Информация о том, сколько времени требуется на установку и приведение в боевую готовность ракеты, позволила якобы президенту Кеннеди начать переписку с Никитой Хрущевым, что в конечном итоге привело к выводу советских ракет с Кубы.
Без такой информации президент был бы вынужден, дескать, принимать более поспешные и более опасные решения.
Версию «Пеньковский - пешка в игре спецслужб» запустил в одной из московских газет Александр Погонченков.
Под новый, 1961, год в Кремле состоялся большой прием. Никита Хрущев подошел к группе оживленно беседовавших западных послов, хитро прищурился и рубанул: «Между прочим, могу по секрету сказать, что для Франции и Англии у нас готово по 50 ракет с ядерными боеголовками... И для ФРГ - 30».
Высшие чины госбезопасности, увидевшие расшифровку записи с новогоднего банкета, были якобы шокированы. В дело вступил генераллейтенант Яков Хренов, курировавший ряд подразделений КГБ и ГРУ.
Он позвонил своему знакомому академику Абраму Иоффе, ведущему специалисту в области ядерных вооружений. Тот при личной встрече сообщил точные данные о количестве ядерных боеголовок. У СССР их было 300, а у американцев - 5000. Никита Сергеевич блефовал, не представляя себе последствий, которые могло вызвать его заявление. Единственным выходом было сообщить американцам правду.
Но как? Нельзя было допустить, чтобы американцы усомнились в передаваемой информации. Значит, следовало передать целый ряд достоверных сведений, которые бы укрепили доверие к источнику информации. Посвящать кого-либо в истинный смысл этой операции было нельзя - служебное рвение и ведомственная ограниченность могли при вести самого Хренова на скамью подсудимых. Поэтому Яков Ильич решил задействовать ГРУ «вслепую». В этом ведомстве были уверены, что передают важнейшую дезинформацию.
Об этой операции в руководстве ГРУ должны были знать два человека, один из них - Пеньковский, уверенный в полезности для Родины своей миссии. Пеньковскому передали, что будет инсценировано его разоблачение, арест и, возможно, даже суд, а потом его обменяют на кого-нибудь из засыпавшихся советских разведчиков. Действуя по этому сценарию, Олег Пеньковский сыграл свою роль до конца.
      Досье
Олег Владимирович Пеньковский родился 23 апреля 1919 года во Владикавказе. Его отец, Владимир Флорианович, выпускник Варшавского политехнического института, инженер по профессии, в 1918 году стал офицером белой армии, погиб или пропал без вести в боях против Красной Армии незадолго до рождения сына. У Олега Пеньковского была типичная советская жизнь: школа, комсомол, артиллерийское училище в Киеве. В сентябре 1939 года политрук батареи Пеньковский участвует в боевых действиях против поляков. В январе 1940-го на Карельском фронте воюет с финнами, в марте вступает в партию. Затем война с Германией - фронт, ранения, награды: два ордена Красного Знамени, орден Александра Невского, орден Отечественной войны I степени, орден Красной Звезды, восемь медалей. В 1948-м он заканчивает одну военную академию, а через год его направляют уже в другую - Военно-дипломатическую - кузницу кадров советской военной разведки. В 50-м Пеньковскому присвоено звание полковника - в 31 год! В 53-м он попадает в центральный аппарат ГРУ - в управление, занимающееся странами Ближнего и Среднего Востока, 1955-й - первая командировка за рубеж в качестве помощника военного атташе в Анкаре. Но его реальная должность - старший помощник резидента ГРУ в Турции. В 1958-м его направляют в военную академию (уже третью) - на высшие курсы по новой ракетной технике. После их окончания в мае 1959-го снова возвращается в аппарат ГРУ: его направляют уже в отдел, работающий против США, Великобритании и стран Британского содружества - Канады, Австралии, Новой Зеландии. По данным следствия, с апреля 1961 по осень 1962 года полковник Пеньковский отснял и передал английской и американской разведкам 110 кассет фотопленки - более 5 тысяч снимков документации. Более 7,5 тысячи страниц секретнейших материалов попало в руки аналитиков Запада. Органами КГБ СССР Пеньковский был арестован 22 октября 1962 года. 11 мая 1963 года Военная коллегия Верховного Суда СССР огласила приговор ему и его связнику, англичанину Грэйвилу Винну. Олег Пеньковский был приговорен к расстрелу, Винн - к восьми годам лишения свободы. 17 мая приговор в отношении Пеньковского был приведен в исполнение. Винн позже был обменен на советского разведчика-нелегала КононаМолодого (этот факт использован в фильме «Мертвый сезон»).

Софья РЫЖОВА, по материалам интернета.



[обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz