В пятницу в аэропорту «Ульяновск - Восточный» на дозаправку приземлился самый большой самолет в мире - украинский «АН-225» «Мрия». Лайнер сразу же стал объектом пристального внимания пограничников, местных летчиков и прессы.
Шаманова не пустили на борт
«Мрия» села у нас не случайно. В нашей стране всего два аэродрома, которые могут принять у себя такой огромный самолет. Среди них - «Ульяновск-Восточный». «Мрия» заметно больше «Руслана». У самолета - шесть двигателей, и он способен принять на борт до 250 тонн груза («Руслан» - до 150 т). Скорость полета гиганта - до 850 км в час., а размах крыльев - около 90 метров.
Для принятия воздушного исполина сотрудники аэропорта «Восточный» предоставили отдельную полосу. Пока это единственный самолет в мире, и принадлежит он Украине. Учитывая тот факт, что к нам пожаловали представители иностранного государства, самолет сразу же взяли под свой контроль ульяновские пограничники, которые никого не подпускали к объекту. Экипажу «Мрии» также запрещалось покидать борт лайнера.
Не пустили на борт самолета и губернатора Владимира Шаманова, который, находясь на презентации «полетовского» «Руслана», хотел взглянуть и на украинское чудо. Пограничники разрешили главе области пройти лишь к хвостовой части машины.
К Шаманову вышел командир «Мрии» - руководитель летного отряда АНТК им. Антонова Анатолий Моисеев. Примерно с полчаса он разговаривал с губернатором о самолете и его достоинствах. Напоследок губернатор с командиром обменялись визитными карточками.
«Мрия» простояла в «Восточном» почти полдня. Ее заправили, и после обеда она взяла курс на конечный пункт назначения.
Идут на рекорд
Как удалось выяснить корреспонденту «СК», «АН-225» еще 16 июня начал выполнять рейс из Праги в Ташкент. На его борту был груз в 247 тонн. До этого ни у одного грузового воздушного лайнера не было такой загрузки. Можно сказать, что ульяновцы стали свидетелями рекордного перелета за всю историю авиации. По окончании полета украинские летчики намерены подать заявку в Федерацию авиационного спорта Украины и в Международную федерацию авиационного спорта для регистрации рекорда.
Чтобы долететь до Ташкента, «Мрии» пришлось сделать две промежуточные посадки - в Киеве, на своей базе в АНТК, и в Ульяновске. Пилотирует самолет украинский экипаж «Авиалинии Антонова». Рейс выполнялся по заказу правительства Узбекистана. На борту «Мрии» находились четыре трубоукладчика общей массой 241 т, а также погрузочное оборудование массой шесть тонн.
Первые коммерческие полеты в составе «Авиалиний Антонова» «АН-225» совершил на рубеже 2001 и 2002 гг. В соответствии с заказами, поступившими из Германии, «Мрия» доставила из Штутгарта в королевство Оман продукты питания общей массой 187,5 т, затем 200 т коммерческого груза из Мюнхена в Бишкек. Перевезла из Австрии в США промышленный трансформатор массой 138 т, высотой 4,3 м и длиной более 11 м. При этом был превышен мировой рекорд перевозки моногруза, установленный в 1995 г. на самолете «АН-124-100» «Руслан». Самолет перевозил также крупногабаритное промышленное оборудование из Нью-Йорка и Хьюстона в Басру и имущество итальянского контингента миротворческих сил в Афганистане из Кабула в Рим. Затем были новые рейсы, в ходе которых налет самолета вырос до 270 часов, а количество перевезенных грузов - до 1638 т.
Арсений Королев.