Маргарита Баржанова: "Дети должны быть счастливы у себя дома, в России"
После сообщений о том, что в Ульяновске теперь будет регулярно вести прием граждан депутат Госдумы РФ Маргарита Баржанова, у наших читателей появились вопросы.
Кто такая, откуда, почему не знаем?
Мы решили восполнить пробел и познакомиться поближе с депутатом, которая собирается заниматься Ульяновской областью как минимум четыре года. Кстати, кто&то из ульяновцев, возможно, сам того не подозревая, знает эту женщину лучше, чем некоторых кандидатов, баллотировавшихся в Госдуму на последних выборах от нашего округа.
Ударная редиска - Маргарита Валерьевна, Вы ведь родились здесь? Расскажите немного о себе.
- Наш род имеет глубокие симбирские корни. Мой прадед строил Симбирск, в 1918 году его расстреляли.
Мой дедушка учился в бывшем танковом училище. После окончания в 1928 году направлен в Москву учиться на летчика. Летчик тогда был, наверное, как сейчас космонавт.
Я родилась 15 февраля 1963 года.
Моя девичья фамилия - Солдатова.
Сначала мы жили на улице Бебеля. Тот деревянный дом снесли, наша семья переехала на улицу Гагарина - здесь прошли мое детство, юность. Там попрежнему живет мама. Кстати, моя первая дочь тоже родилась в Ульяновске. Сейчас ей уже 22 года, она окончила юрфак МГУ.
Училась я в 15-й средней школе. В классе меня всегда выбирали старостой. Помню, мы обычно ездили в совхоз "Карлинский" убирать редиску - так у нашей бригады постоянно были самые хорошие результаты. После школы поступила в Барышский текстильный техникум: его филиал был в Ульяновске при швейной фабрике имени Горького. Ведь я шила, вязала, вышивала - испокон веков в нашей семье этим мастерством владеют женщины. Одновременно выучилась на портниху в УПК, получила 5-й разряд.
А после года техникума уехала вместе с мужем - выпускником военно-технического училища - на Дальний Восток.
Техникум закончила позже. Потом поступила в Дальневосточный технологический институт. Еще у меня за плечами Петербургский инженерно-экономический университет.
- Понятие "жена офицера", насколько я могу судить, не стало Вашей профессией?
- Нет, когда ребенок был маленький, занималась общественной работой. В воинской части вела кружок "Хозяюшка", потом избрали председателем женсовета. Мне всегда было интересно работать. Вскоре я устроилась по специальности. В 24 года стала главным технологом районного управления бытового обслуживания. И очень скоро - главным инженером. В подчинении у меня - почти девчонки - было полторы тысячи человек. Четыре дома быта, 37 комплексных приемных пунктов. А территория района почти равнялась Франции. Опыт я там получила колоссальный.
К сожалению, в 1989 году служба быта в стране начала распадаться. Мы переехали в Хабаровск, и я приняла решение начать самостоятельностроить собственный бизнес. Без копейки бюджетных средств: только на знаниях, на полученном опыте. Сначала у нас был небольшой кооператив: шили постельное белье, детские принадлежности.
Потом - торговля. В 1990 году приобрели леспромхоз. Далее - автотранспортная компания, услуги связи, пищевая промышленность. Затем вышли на внешнеторговые операции. Все входило в наш холдинг. Мое последнее место работы перед избранием в Госдуму - председатель совета директоров Хабаровского мясокомбината.
Родились кодекс и третья дочь
- Почему вдруг решили пойти в большую политику?
- Кризис 1998 года, сильно ударивший и по бизнесу, и вообще по России, я очень тяжело перенесла. Через некоторое время после дефолта пришла к выводу: нужно что-то менять в нашей стране. Потому в мае 1999 года приняла решение стать депутатом Госдумы. В декабре я им стала.
Придя в Думу, увидела, что не зря боролась за мандат. У нас много хороших экономистов, они все - прекрасные теоретики. А я - практик, десять лет строивший свой бизнес в российских условиях, в условиях Дальнего Востока - одного из самых криминогенных регионов страны. На себе испытала все реформы.
Сначала работала в комитете по энергетике, транспорту и связи, через два года перешла в бюджетный. В ноябре прошлого года мою работу отметили: наградили медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
Удостоилась за законотворческую деятельность.
- Что "творили"?
- Писала поправки к законам, работала над текстами, была соавтором.
Всего не перечислишь.
- Какой закон, рожденный при Вашем участии, считаете самым дорогим для себя и удачным?
- Наверное, качество оценивать не мне. Ведь что такое закон? Там нет только чисто твоего. Он - всегда компромисс политических сил и многих экономических интересов. Последней каплей по поводу моей награды стал Таможенный кодекс РФ. Знаете, когда я начала им заниматься, вокруг законопроекта был такой конфликт интересов, раздрай просто! В таких случаях, как обычно, зовут женщину.
Рабочей группе, в которой я стала сопредседателем, предстояло свести воедино все предложения. Шло тяжелое обсуждение, привлекалось много экспертов. Когда-то я была руководителем внешнеторгового объединения, но так глубоко в таможню не вникала.
За короткое время пришлось это сделать. Результата мы все-таки достигли: смогли примирить всех оппонентов.
Таможенный кодекс действительно для меня как дитя: ведь так сложилось, что во время работы над ним я забеременела. Когда мужчины "кусали" меня по кодексу со всех сторон, то не знали, что обижают беременную женщину. Я все выдержала, но на втором чтении пленарного заседания Думы уже не присутствовала: меня положили в больницу на сохранение. 12 сентября 2003 года родила свою третью дочку. Уехала в роддом с заседания, на одиннадцатый день меня выписали, и назавтра я уже вновь заседала в Думе. Причем сама кормила девочку почти до пяти месяцев. И принимала бюджет страны в бюджетном комитете.
- Как Вы справлялись? У Вас же голова должна быть занята дочкой - какие законы?
- Думая о своем ребенке, я всегда задаюсь вопросом: в какой стране он будет жить? И что я могу сделать для того, чтобы стало лучше? Когда у меня появилась малышка, то ответственности за судьбу страны прибавилось.
- Будущее Ваших детей связано с Россией?
- Никогда у нас не вставал вопрос, что мой ребенок должен учиться за границей. Нет, он будет учиться в России, потому что будет жить в России, работать здесь.
К сожалению, наше Отечество на протяжении последнего времени переживает одни революции. Распад СССР или изменение строя - что это, как не революция. Сейчас грядет еще одна замена льгот ветеранам. Люди уже от всех этих потрясений устали. Нельзя же все менять только революционным путем. Не обсуждая, не договариваясь с обществом, не объясняя причин. Вот немцев спрашиваешь об их административной реформе: у них она уже 30 лет идет - нормально. А у нас, если административная реформа, то за два дня. Если реформа по льготам для ветеранов, то за полночи. Потому и получается белиберда.
Посмотрим, кто ворует
- Маргарита Валерьевна, Вы сами попросились в Госдуме работать с Ульяновской областью. Значит, интересовались ее жизнью. Как оцениваете сложившуюся у нас ситуацию?
- Она кризисная, но не безнадежная. Сейчас потерянного уже не вернешь, что есть, то и есть, поэтому нужно думать о будущем. Формировать грамотно облбюджет на 2005 год, определив приоритетные направления. Как можно больше объектов включить в федеральные целевые программы. Сегодня ульяновцы на предпоследнем месте в стране по бюджетному обеспечению на душу населения. Это нужно срочно менять, и на следующий год, и даже к концу 2004-го можно кое-что сделать. Работать вплотную с министерствами по перераспределению некоторых средств, искать возможность получения денег из резервного фонда. Но для этого требуется подготовить серьезные экономические обоснования! Иначе успеха не видать. В правительстве скажут: что вам давать, опять все уйдет неизвестно куда и останется как сейчас - горячая вода в 2,5 раза дороже, чем у соседей. Ну быть такого не может! Как экономист утверждаю: отличия в себестоимости могут составлять процентов 10-15, один же федеральный округ. Но чтобы два с половиной раза... В таких случаях обычно говорят: посмотрим, кто ворует. Сейчас ведь все трансферты из Москвы приходят в регионы "неокрашенными".
- Почему? Трудно же проверить, куда потрачены деньги.
- Решили больше доверять местным властям. Губернаторы говорят, что лучше знают, куда в первую очередь нужны деньги, куда - во вторую.
- На предпоследнее место Ульяновская область опускается после распределения федеральных трансфертов. Нас что, в столице так не любят? Или ульяновское руководство не дорабатывает, не пользуется в Москве авторитетом?
- На встречах с областной властью я слышала, что какое-то не то отношение к Ульяновской области в центре. Хочу проверить это и, по возможности, повлиять на ситуацию.
Но и к местному управлению есть вопросы. Инвестиции в регион в любом случае приходят под фигуру губернатора, под объявленную им программу. К сожалению, Ульяновск так и не защитил в Минэкономразвитии стратегическую программу развития региона, а это могло помочь. Нет нашей области, насколько мне известно, и в программе Газпрома по развитию сетей. Как же мы хотим вести газ?
Необходимо ездить всюду, ходить по кабинетам, убеждать, настаивать, договариваться. Заниматься этим придется постоянно, по-другому дело не сдвинешь. С помощью экономических методов нужно влиять на ситуацию. Тогда появитсянадежда на перемены к лучшему.
Александр ГАЛКИН.