Прошлым летом я со своей семьей - мужем и двумя детьми - отправилась в путешествие к морю на автомобиле. Казалось бы, о чем тут писать - автотуристы давно накатали дороги в южные края. Однако, как выяснилось, по накатанным дорогам путь к морю не так приятен и скор, как хотелось бы. На своем опыте мы убедились, что массу проблем при желании можно объехать. Как - расскажу.
Вообще, у автопутешествия есть свои преимущества перед путешествием по железной дороге. С ужасом теперь вспоминаю, как раньше ездила на юг на поезде. За Волгоградом становилось невыносимо жарко. На подъезде к Туапсе, как правило, заканчивалась вода в туалете, и в вагоне можно было дышать, только высунув голову в окно. Вполне вероятно, что такие неудобства приходится терпеть только пассажирам плацкарта, но мне, к сожалению, билеты на южные рейсы только туда и доставались. Зная, что впереди море, двое суток в поезде вытерпеть можно, но когда приходит время ехать обратно...
На автомобиле (далеко не самом скоростном) мы доехали до полосы черноморского прибоя за 21 час.
Путь к Черному морю из наших краев лежит через Сызрань (городок маленький, но проезд через него - каторга, потому что указателей на дорогах, так необходимых автотуристам, там практически нет), мимо Саратова, потом - почти через весь Волгоград. И вот теперь самое интересное - девяносто процентов путешественников в Волгограде следуют по указателю «Ростов» и выбираются на ростовскую трассу. Дорога эта славится хорошим качеством и массой проблем, с которыми на ней приходится сталкиваться. Первая проблема - это чрезвычайная популярность и востребованность ростовской трассы: через нее катит такое количество транспорта, что весьма приличные участки приходится преодолевать утиным шагом, но хуже всего - это пробки. Только автотурист может понять, как досадно терять время и париться в раскаленной машине, когда где-то впереди шумит морской прибой.
Понятно, что пробки со временем рассасываются, и возможность прибавить скорость появляется и на ростовской трассе. Вот тут и возникает проблема вторая - гибэдэдэшники. Кто ездил - знает: они на этой дороге под каждым кустом. Более хлебного места для этой гвардии просто не придумаешь. Вот только представьте: трасса великолепная, ни ямки, ни колдобинки, свежайшая разметка, машина сама рвется по ней вперед. И вдруг - стоп: предельно допустимая скорость восемьдесят километров в час. Люди в форме вежливы, улыбчивы, шутливы и многословны, что выводит из себя невероятно. Затянувшееся общение с гибэдэдэшником заканчивается так называемым штрафом в 150 рублей (намеками тебе дают понять, что официально ты заплатишь от трехсот до пятисот). Эта ситуация может повториться буквально через пару километров.
По счастью, нам удалось этого избежать. Дело в том, что накануне поездки добрые люди дали нам совет, как большую часть ростовской трассы объехать. Секретом этого маршрута я с вами поделюсь, несмотря на то, что мне намекали: информация о грибных местах и хороших дорогах - только для внутреннего пользования. Думаю, что ничего страшного не произойдет, если этим секретным маршрутом кто-то из наших читателей воспользуется. Итак, в Волгограде мы свернули не на Ростов, а на Элисту. Потом взяли курс на Котельниково, Сальск, Тихорецк, Кореновск. Если возьмете карту автомобильных дорог, то легко проследите этот маршрут и поймете, что до границы Адыгеи и самой Джубги (именно этот городок Черноморского побережья встречается автотуристам первым) там рукой подать. На этом хитром объезде ростовской трассы дороги великолепные во всех отношениях: и по качеству (вообще за Волгоградом проблемы с качеством дорог заканчиваются), и потому, что нет там гибэдэдэшников, и автомобилей немного. Ехать - одно удовольствие.
Оказывается, мир, увиденный из окна автомобиля, мчащегося на море, - совершенно особый. А автомобилисты - удивительный народ, они умудряются соперничать, ссориться, приветствовать друг друга, словом, общаться посредством фар, поворотников, звуковых сигналов и проч. Особый восторг, если встретишь за две тысячи километров от дома своих - 73 регион. Тогда салютуешь всеми возможными автомобильными средствами и ... проезжаешь мимо.
Вообще впечатлениями от поездки я грузить вас не собиралась. Хотела только поделиться полезным, на мой взгляд, опытом. Поэтому добавлю к вышесказанному только несколько фактов. Съездив на море и обратно (а мы отдыхали в нескольких городах на побережье), мы преодолели четыре тысячи километров. Расход бензина - примерно девять литров на сто километров пути. Цены на 92-й бензин ближе к Саратову снижались почти на рубль. Ночевки в придорожных развалившихся поселковых гостиницах пользуются спросом у путешественников с детьми, поэтому обходятся дороговато - от семидесяти до ста пятидесяти рублей с человека за ночь (а практически за несколько часов сна). И еще: если в дороге укачивает, не тратьтесь на разрекламированные леденцы, это полумера. Моим детям во время скачки по серпантину очень помогли таблетки «Драмина».
Рада, если опыт нашего путешествия вам пригодится. В добрый путь!
Анастасия АЛЕКСАНДРОВА.