Ценники на автозаправочных станциях и сообщения СМИ на эту тему напоминали в мае-июне сводки боевых действий. Цены на горючее стремительно брали высоту за высотой. В среднем по России розничные цены на бензин поднялись с начала года на 15 процентов. Казалось бы, и сезонность, когда по весне активизируются автолюбители, уже прошла. И посевная страда, традиционно повышающая спрос на ГСМ, миновала, а цены все прут и прут вверх. Понятно, что на мировом рынке - нефтяной бум, баррель "черного золота" зашкалил за рекордные 40 долларов. Однако в России своей нефти предостаточно, ее добыча, по некоторым данным, увеличилась в 2004 году еще на 11 процентов. Россию даже в ВТО не принимают из-за того, что она не доводит внутренние цены на энергоресурсы до мировых. Так, может, это мы в сторону ВТО понеслись семимильными шагами? Бензин в Москве стоит уже, как в Нью-Йорке.
Ситуацию с ценами на бензин комментирует начальник Ульяновского филиала топливной инспекции Морозов Валерий Петрович.
Он сразу же предположил, что ГСМ на заправках Ульяновской области подорожают в ближайшее время еще процентов на десять.
- На чем основан Ваш пессимистичный для потребителей прогноз?
- Во-первых, продолжится выправление перекоса цен, который сложился у нас по сравнению с соседями. Посмотрите, до сих пор бензин на наших АЗС дороже только самарского. Но ведь в Самарской области сконцентрированы нефтеперерабатывающие заводы, а в Ульяновской таких нет. Зато в Чувашии, Мордовии, Татарстане, Пензенской области ГСМ дороже наших. Рынок непременно будет подталкивать ульяновские цены к соседским.
Продолжат влиять на подорожание бензина в Ульяновской области и другие факторы - те, которые уже вызвали бурный рост по всей стране.
- Давайте остановимся на них подробнее.
- Самое главное - это резкий взлет цен на нефть по всему миру. Он вызван несколькими причинами. Во-первых, неблагополучная обстановка в мировых центрах нефтедобычи, связанная с войной в Ираке и исламским терроризмом. Во-вторых, начавшийся экономический подъем в США и Китае, требующий увеличения потребления углеводородного сырья. В-третьих, отказ большинства стран - экспортеров нефти увеличить добычу.
Такая ситуация привела к тому, что в России сегодня все нефтедобытчики стремятся заработать на экспорте как можно больше. Тем более добыча "черного золота" у нас в стране никакими договорами не ограничена. Достаточно сказать, что рост экспорта российской нефти почти в два раза превзошел в 2004 году рост ее добычи. Отправлять за рубеж сырую нефть намного проще, чем перерабатывать ее на ГСМ и затем реализовывать. А выгода сегодня несопоставимая. Поэтому на внутреннем рынке стал ощущаться некоторый дефицит бензина, что привело к подорожанию. К тому же ряд российских нефтеперерабатывающих заводов встал по весне на традиционную профилактику.
Отмечу, что и наше государство имеет свой интерес в увеличении экспорта нефти при выгодной конъюнктуре. С этого вырастают налоговые отчисления, наполняемость бюджета. Ведь не секрет, что Россия по-прежнему живет в основном за счет продажи сырья, так что "длинные" нефтедоллары помогают поддерживать стабильность в стране - финансовую, экономическую, социальную.
Не забудем еще одно: оптовые цены на нефтепродукты росли в России с начала года более быстрыми темпами, чем розничные. Теперь вторые нагоняют упущенное.
- Как Вы можете охарактеризовать ульяновский розничный рынок нефтепродуктов?
- В области сейчас работают две крупные вертикально интегрированные компании, при этом значительную долю рынка занимают независимые операторы. За последнее время рынок нефтепродуктов принял более-менее цивилизованный вид. В то же время в области хватает продавцов, которые торгуют бензином по стандартам ТУ (когда менее качественное топливо, скажем, доводят до уровня АИ-92 с помощью присадок) либо вообще сомнительным товаром с "левых" цехов. Крупные операторы продают бензин, произведенный по ГОСТу, и все больше автомобилистов, ценя качество, заправляются у них. Однако, если крупные операторы вдруг неоправданно задерут свои цены, многие перекинутся на "левак" даже в ущерб своим машинам.
- Возможно ли возвращение цен на бензин в России к уровню апреля 2004 года?
- Может быть, к зиме, когда технику начнут массово ставить на прикол, какое-то снижение и произойдет, но незначительное. За последние два года номинально цены ни разу не вернулись к январским (правда, в учет не принимается инфляция). А до осени горючее будет только дорожать: эксперты называют цифру 15 рублей за литр "народного" 92-го бензина. Говорят, цены на бензин могут заметно упасть, если стоимость нефти на мировом рынке вдруг снизится до 16 долларов за баррель. Но такое кажется невероятным.
Беседовал Борис ПАРРА.