Первые рифы на пути к удостоверению кандидата в президенты Ирина Хакамада миновала - собранных в ее поддержку подписей для регистрации хватило. Однако общественность продолжает ломать голову над вопросом, зачем Хакамада пошла на выборы.
Читатели, наверное, помнят, что сразу после провала СПС и "Яблока" 7 декабря прозвучали обвинения в том, что избирательная кампания была нечестной. Нечестной будет, дескать, и президентская кампания. Эта мысль подтолкнула недовольных исходом декабрьских выборов к идее неучастия в них демократического кандидата. Лидер "Яблока" Григорий Явлинский так и поступил - баллотироваться не стал. Бойкот обретал вроде бы силу, но сопредседатель СПС Ирина Хакамада вдруг заявила, что идет на выборы.
Радикальное крыло правых тут же обвинило Ирину Муцуовну в сговоре с Кремлем, заинтересованным в кандидатах разных, даже и не очень хороших. Хакамада объяснила, что участие в кампании - ее личное решение. Главная цель - не победа, на вещи надо смотреть реально. Главное, говорила претендентка на Кремль, показать, что демократическая идея в России не умерла, заявить о программе либералов и дать людям альтернативу. Те, кто ни за левых, ни за центр, должны тем не менее иметь выбор. Мужиков на эту роль не нашлось, сказала Хакамада, поэтому пошла я, помесь русской и японца.
Начала Ирина Хакамада очень резко, поставив под сильное сомнение официальную версию захвата театра на Дубровке и его освобождения. Став кандидатом "в законе", Хакамада, впрочем, тон своих заявлений несколько смягчила. Теперь она просто говорит, что вокруг "Дубровки" много темных пятен. Не ясно, например, почему все захваченные террористы были перебиты насмерть, хотя часть из них была взята живьем и могла бы, по словам Хакамады, дать ценные для раскрытия этого теракта показания.
Хакамада уже не делает резких выпадов против Владимира Путина, вняв, вероятно, совету политологов не увлекаться этим, поскольку у президента высокий рейтинг и немало сторонников в том числе среди правых. Но совсем без критики выборы - не выборы, и Ирине Хакамаде придется проявить немалое искусство, чтобы ее кампания не получилась слишком пресной.
Юрий КАШИНСКИЙ.