В городе продолжают говорить о выпаде главы обладминистрации Владимира Шаманова в адрес депутата ЗС Олега Горячева. На прошлой неделе во время доклада о работе за 2003 год Шаманов буквально набросился на Горячева с оскорблениями. "Что так разозлило губернатора?" - с таким вопросом "СК" обратился вчера к самому депутату.
- А черт его знает, нервы, наверное, сдают у Владимира Анатольевича. Напряжение между нами, конечно, есть, и возникло оно не только что, но в чем главная проблема, я не знаю. Если убрать все эти его оскорбительные слова и эмоции, то получается, что мы просто мешаем губернатору в Законодательном Собрании. Вот буквально два дня назад в ЗС были слушания, которые неожиданно и внепланово перевели в режим сессии. Неожиданно и внепланово Собрание проголосовало за изменения в Уставе Сурского района. Вы в курсе, что там случилось?
- А что там случилось?
- Глава администрации района написал заявление и ушел. Помните, Шаманов обещал разобраться с теми районами, где население проголосовало "неправильно". Так вот, глава ушел, депутаты тоже ушли. Говорят, им предложили написать заявления. 31 января они принимают решение о самороспуске Совета и в этот же день вносят изменения в Устав. ЗС, не глядя буквально, эти изменения утверждает. Уже потом Литвинов прочитал, за что проголосовали, и заметил в тексте ляп, но махнули рукой: ладно, потом скорректируют. Вот так работает сегодня Собрание, а ведь то, что произошло в Сурском районе, называется ЧП. Но ни депутатов райсовета на ЗС не пригласили, ни главу. Проголосовали, и гори все синим пламенем.
Мы, наша группа, пытаемся сдержать этот беспредел в ЗС, а это самый настоящий беспредел. Уже приводился пример, что фонд непредвиденных расходов президента России равен 500 млн рублей. Главе Ульяновской области хотят установить 80 млн. При этом на всю культуру дают около 79 млн.
- А каким образом оппозиция может помешать - известно же, что в ЗС вы в меньшинстве и повлиять на что-либо не в состоянии?
- Нас не так уж и мало, около десяти человек из 24-х, рычаги влияния у нас есть, и мы будем их использовать. Прежде всего при принятии бюджета во втором чтении. Там есть просто издевательские статьи. Например, предусматривается выделить 400 тысяч рублей на содержание памятника Пластову, на кисточки, видимо, которые постоянно крадут. Уж этих кисточек и купили бы штук 50 на год, обойдется раз в сто дешевле.
Или пресловутый ледовый дворец, вернее, то недоразумение на Свияге, что называется дворцом. На его содержание закладывают 10 млн. На Центральный стадион - ни рубля, и он как-то живет. На дворец же - 10 млн. Братцы, но это же наглость! На 10 млн огромную больницу можно содержать.
И таких примеров с нынешним бюджетом тьма. Чтобы заседание ЗС считалось правомочным, нужен кворум 20 человек. Вот этот рычаг и будет нами использоваться, если не будут приняты наши предложения по бюджету. По той же губернаторской прессе, к примеру. Население нищенствует, а государственных газет в области с каждым месяцем все больше и больше. Уже 200-тысячным тиражом выходят. Наша группа предлагает деньги перераспределить. В первую очередь в пользу отопления Ульяновска и Димитровграда, здравоохранения, образования, науки и села - на формирование зернового фонда.
- По нашей информации, у губернатора к Вам еще и по хоккею какие-то претензии. Что, кстати, с ним, с нашим хоккеем?
- Когда им занимался я, возглавлял попечительский совет клуба, "Волга" играла и занимала призовые места. А когда за хоккей взялся Владимир Анатольевич - хотя это не его дело, это вообще не дело губернатора, это не было делом и Горячева-старшего, - вот как Шаманов взялся за команду лично, она, дай-то Бог, если в первую лигу войдет. При нынешнем-то финансировании! При мне на хоккей в бюджете было заложено 5 млн рублей, сейчас - 30 млн. Да если бы в мое время на "Волгу" такие деньги, мы бы однозначно были чемпионами России. А у них, как в известном фильме: "Что они ни делают, не идут дела". И хоккей развалился.
- Вы лично к "Волге" имеете отношение?
- К "Волге" - сейчас нет, но я остаюсь пока членом исполкома федерации русского хоккея. Но и тут, видимо, мешаю. Соратники Владимира Анатольевича завалили федерацию письмами, требуя, чтобы меня оттуда исключили. Федерация - там, кстати, над всем этим просто ржут - объясняет, что с бухты-барахты они никого не исключают, что членов исполкома избирает конференция.
Сути "хоккейных" претензий Шаманова ко мне я не понимаю. Что я должен сделать-то? На лед выйти с клюшкой и играть? Не выйду, я же не Шканов, которого по ночам посылают заливать каток. Если совет мой нужен, пожалуйста, могу дать его публично. Во-первых, уважаемый Владимир Анатольевич, руководителем ульяновского хоккея должен быть человек, уважаемый и в спортивной среде, и в бизнесе. Человек не случайный, а то до маразма же доходит. Одно время опекать хоккей назначили зам.губернатора Евгения Никифорова. Хороший товарищ - Женя, не спорю, но когда я позвал его однажды на матч, он сказал: "Да ты что, я его терпеть не могу, этот хоккей, волейбол люблю, а хоккей ненавижу". А его ставят поднимать "Волгу"!
- Второй совет...
- Разобраться с тренерами, нынешней чехарды уже просто никто не понимает. Тренер должен быть одобрен как ульяновской общественностью, так и федерацией. В хоккее он должен понимать. Вот спорят, хороший Олег Батов тренер или плохой. Я лично не знаю. Я знал хорошего игрока Олега Батова, а какой он тренер, не имею представления. Да и не в нем дело, дело в том, что в области разрушена система подготовки хоккеистов.
- Кстати, есть ли доля правды в слухах, что в команду неспроста накупили иногородних игроков, хотя есть неплохие и среди своих. Но на иногородних якобы можно хорошо заработать, проще говоря - украсть.
- Не могу ни подтвердить, ни опровергнуть.
- Теперь со льда - на землю. Сейчас не редкость заявления, что наша область не жизнеспособна и проще присоединить ее к кому-то из соседей. Может, и правда?
- Знаете, после выборов 2000 года, когда в области сменилась власть, я долго молчал, не критиковал новую команду. Думал: возможно, у нее получится лучше. Прошло три с лишним года, а что имеем? Но я и сейчас не присоединяюсь к огульной критике администрации, ведь слышал бы Владимир Анатольевич, что о нем говорят, у него бы волосы встали дыбом. Но я депутат. Я не только имею право высказываться о политике администрации, а обязан это делать. И делаю, только, в отличие от Владимира Анатольевича, без хамства.
Ситуация в области жуткая. Есть и настроения присоединиться к кому-нибудь. Кстати, то, что некоторые господа говорят сейчас, вот, мол, если не проведем нормально выборы, нас отдадут Самаре или Казани, все это ерунда. От выборов это не зависит. Если политика Центра направлена на укрупнение регионов, без разницы, как у нас пройдут выборы, все равно укрупнят. Хотя по мне-то, области лучше уж под руку Шаймиева, чем еще четыре года под управлением нынешней команды. Ничего, кроме безудержного роста цен, она так и не придумала.
- А Собрание следит за ценами?
- Должно следить. Взять тот же хлеб. Сейчас уже бесполезно кулаками махать, меры надо было принимать в прошлом году. Мы говорили, что надо создавать зерновой фонд, надо объединять производство сельхозпродуктов и переработку. Как о стенку горох! Переработку угробили. Мукомольная промышленность области по объемам производства ежегодно теряет 40 и больше процентов. А ведь все знают, кто в этой отрасли заправляет - ближайший сподвижник господина Пиорунского господин Котелевский, назначенный Шамановым на высокую должность в администрации. Вот где, Владимир Анатольевич, надо искать корни проблем-то.
Беседовал Геннадий ЯКИМЧЕВ.