UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 17 апреля 2004 года №56-57



Балуев и «Му-му»


Александр Балуев - один из тех актеров, кто прочно и при этом незаметно обосновался в российском кино. Если бы еще лет десять назад кто-нибудь спросил, что он за актер, пришлось бы консультироваться у специалистов или погружаться в специальные справочники. А сегодня картины с участием Балуева выходят на экраны одна за другой и его знает в лицо вся страна. К тому же Балуева называют одним из секс-символов российского экрана. И пусть этот ярлык вешают у нас почти на каждого актера - все же это показатель популярности и всенародной любви.
Балуев - чуть ли не первый русский актер, признанный западными продюсерами. Он сыграл в таких нашумевших блокбастерах, как «Миротворец» и «Столкновение с бездной». При этом он обладает редкой для профессии актера чертой - скромностью, возможно, поэтому его имя крайне редко появляется в разделах светской хроники.
Рос шпаной, мечтал стать хоккеистом
- Я родился в районе Котельнической набережной, папа у меня офицер Военно-морского флота, - рассказывает о себе Балуев.- Потом мы долго жили на Смоленке. Это была Москва, какой сейчас уже нет. Сегодня молодежь тусуется в ночных клубах, а у нас вся жизнь проходила во дворах. И законы двора действовали очень четко. Там были свои короли, свои авторитеты, в хорошем смысле слова, не в уголовном. Хотя уголовные авторитеты тоже были. Смоленка в мое время считалась очень шпанистым районом, там было много ребят с криминальным прошлым, от которых прямо-таки веяло поножовщиной. Так что и драться приходилось, и морду мне били - нормально. То есть, наверное, это было ненормально, но что было, то было.
А я, кстати, очень хотел быть спортсменом. Я хорошо играл в хоккей и мечтал достичь больших высот, но потом меня одолела лень. В то время хотелось не с шайбой бегать, а гулять с пацанами по улицам. Курнуть в компании или портвейна, который «Три семерки», выпить. Вообще я считаю, что мое актерство - это чистой воды случайность. У меня в этом плане даже никакой наследственности нет. Разве что мама очень любила оперу. Она жила в Самаре, куда во время войны эвакуировали Большой театр.
Отец, Николай Михайлович, бывший военный, хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Но Александр и представить себе не мог, как это он всю жизнь будет ходить строем. Поступать в театральный институт пришло в голову «случайно». В первый год он не набрал баллов, работал электриком на «Мосфильме». Тогда экранизировали «Арапа Петра Великого» - снимались Высоцкий, Петренко, а Балуев сидел где-то на колосниках и светил им фонарем.
- Когда окончил школу-студию МХАТ, сразу несколько театров предложили работу. Но меня волновала предстоящая служба в армии. Поэтому я отдал свою трудовую книжку в Театр Российской армии. «Служба» затянулась на долгих шесть лет. Переиграл все роли, которые были доступны мне по возрасту и полу. Когда Валерий Фокин организовал свой центр, я ушел, мечтая о новых высотах. Но развернувшиеся театральные дрязги были мне крайне не интересны, и я ушел... в никуда! С конца 80-х я больше нигде не служу, поскольку не хочу ни от кого зависеть.
Принял крещение после «Мусульманина»
По словам Балуева, девять лет после института кинорежиссеры его просто не замечали. Однако уже первые его работы в кино были главными ролями. В 1984 году вышел фильм Александра Яновского «Егорка», а через пять лет - «Жена керосинщика» Кайдановского - режиссера, который стал своеобразным «крестным отцом» актера в большом кино.
На съемках фильма «Му-му» режиссер Юрий Грымов общался с Балуевым подчеркнуто холодно. В результате в глазах актера в кадре читается отстраненность - та изолированность немого человека от мира, которой режиссер и добивался. «Мы привыкли к тому, что Герасима жалко. А мне его не жалко, - говорит Балуев. - У меня были скорее недоумение и протест против того, что делает этот человек. Я стремился вызвать у зрителя определенные мысли, которые были бы современны сегодня: каждый должен знать, что у него есть возможность выбора. По-моему, сейчас это очень актуально».
А снимаясь в фильме «Мусульманин», Александр Балуев окрестился.
- Мне вдруг стало многое непонятно и тяжело. Я понял, что что-то не так в моей жизни. Началось это еще на картине «Очищение» по Леониду Андрееву. Я играл в ней священника, и когда надел рясу, вдруг понял, что не могу, не имею права это играть. Близкие люди сказали: «Знаешь, дело, наверное, в том, что ты некрещеный». Счастливы те маленькие дети, которых крестят, когда они еще ничего не понимают. Это обязательно надо делать. Следующий фильм был «Мусульманин», и я решил, что мне без крещения нельзя. Видно, наступил какой-то новый этап в моем человеческом развитии. К сожалению, я хоть и верующий человек, но в церковных ритуалах разбираюсь слабо, исповедуюсь редко. В церковь хожу - просто постоять, помолиться, даже если не знаешь молитвы, поставить свечку. Конечно, это не решает всех проблем, но каким-то непонятным образом облегчает душу.
Возможно, именно благодаря таким переменам в душе актер бросил пить.
- Как русский человек я очень любил водку. Но постепенно стал за собой замечать, что я уже не знаю в этом удержу. Как в том анекдоте: «Я свою меру знаю, упал - значит, хватит». Вот и я доходил до такого состояния. И в какой-то момент сказал себе: это не выход. Как многие рок-музыканты говорят, что наркотики - это не помощь, а обманка. И я понял, что это дело по большому счету тоже обманка. А сколько замечательных актеров, певцов погибло от алкоголя - Даль, Высоцкий... Это чудовищная гадость! И я сказал себе: все, я больше это не потребляю. Я уже свою цистерну выпил, и на этом все.
«Вас приглашают в Голливуд»
Когда в 1996-м в актерское агентство «Макс» пришел запрос на актера лет 65, который мог бы сыграть русского генерала в «Миротворце», там схватились за голову: наши 65-летние актеры не знают английского языка. Стороны полюбовно договорились на кандидатуре Александра Балуева, которому тогда еще не было и 40, для него специально исправили сценарий. Далее последовало приглашение на блокбастер «Столкновение с бездной». В голливудских картинах Балуев снимался со «звездами» - Николь Кидман, Ванессой Рэдгрейв, Джорджем Клуни, Робертом Дюваллом, Мэг Райан, Расселом Кроу, один фильм снял Спилберг, другой он продюсировал. Однако их даже с натяжкой не назовешь шедеврами, и роли Балуева там - далеко не самые лучшие. Актер сам отдает в этом отчет. Для него работа в Голливуде - как хороший тренинг. Стажировка. О душе там надо забыть.
- В «Миротворце» я играл русского генерала, который перепродает боеголовки каким-то странам. В эпизоде, где идет огромная колонна беженцев - людей, которые пострадали от моего бизнеса, - у меня был короткий текст. Мой герой говорит: «Я их ненавижу, потому что они бедные». Как можно ненавидеть «за то, что бедные»? То есть я понимал, что мой герой хочет быть богатым. Я предложил режиссеру переделать фразу: да, я их ненавижу, но не «за то, что они бедные», а «за то, что они стадо». То есть этот генерал на них наживается, а они безропотно идут, и ничего у них не вызывает протеста, они уже доведены до состояния скота. Мне казалось, что таким образом персонаж станет более выпуклым и интересным. Все это было отметено. Ни по какой причине. Мне было сказано: ты должен говорить вот эти слова, и все. И мне совершенно ясно, что и впредь любые подобные попытки будут отметены.
Если американцы хотят русского актера, то это наверняка будет персонаж, который, например, грабит гробницы, словом, кто-то с большим знаком минус. У большинства американских кинематографистов русские ассоциируются с бандитами, в лучшем случае с людьми, разбавляющими бензин. Гагарин - это для них непонятно. Циолковский - ну, наверное, поляк какой-то. Эти примеры от них далеко-далеко. Русские в Америке - это мафия, клише. Пока нам, русским артистам, в Голливуде другого не дано. Все, кто туда попадает - Вова Машков, например,- все равно играют негодяев.
Дом, семья: жена, папа, кошка и я
- Моя семья - это жена, папа, бывший военный, уже пожилой человек, и кошка Дуся. Вообще, люблю животных - они искреннее людей. Была бы возможность - завел бы лошадей.
Супруга Балуева Мария по национальности - полька, а по профессии - журналистка. Познакомились они в Коктебеле, где Александр снимался в фильме «Ричард Львиное Сердце», а Мария отдыхала. Долгое время жили каждый у себя в стране, навещали друг друга на фирменном поезде «Полонез». Потом Александру это надоело, и он построил дом в подмосковной деревне, в котором всем захотелось жить вместе. С виду дом - деревенская изба, но внутри он напичкан достижениями цивилизации - от камина до посудомоечной машины, не говоря о прочих удобствах.
Хоть Александр Балуев и имеет репутацию «качка» и по каким-то опросам даже занял пятое место среди секс-символов России, сам актер говорит, что его внешность не соответствует его самоощущению.
- Я не качаюсь на тренажерах, не наращиваю мускулатуру. Я стесняюсь раздеваться в кадре, потому что у меня обычная человеческая тушка со своими недостатками. То есть я себя под этот образ не подстраиваю, просто киношников зачастую привлекают только внешние данные актера. А потом уже, кто поумнее, начинают копать глубже.
«Поглубже» у Балуева много чего. Он любит деревенскую тишину и поливать цветы. Любит играть в теннис и ходить на лыжах. Когда до начала его кинокарьеры было совсем плохо с деньгами, садился в машину и подрабатывал извозом. Страшно расстроился, когда машину украли. В шумной компании актер выбирает уголок поспокойнее и чаще всего молчит. А самым нелепым в своей профессии считает вручение наград и званий: как это чиновники могут решить, уже народный этот артист или еще нет?
Софья РЫЖОВА, по материалам Интернета.
Досье
Балуев Александр Николаевич (родился 6 декабря 1958 г.), актер.
Окончил Школу-студию МХАТ, работал в Театре советской армии. С 1986 г. - актер Московского театра им. Ермоловой. Ушел в кино и антрепризу.
Снимался в фильмах: «Егорка», «Ричард Львиное Сердце», «Мусульманин», «Кризис среднего возраста», «Маросейка,12», «Каменская», «Идеальная пара», «В августе 44-го...», «Спецназ», «Олигарх», «Антикиллер», «Небо и земля» и других.
Награды
* Приз Фестиваля молодых кинематографистов к/с «Мосфильм» в номинации «За лучшую мужскую роль» («Жена керосинщика»), г.Москва, 1990г.
* Премия «Ника» в номинации «Лучшая роль второго плана» («Мусульманин»), г.Москва, 1995 г.
* Премия «Кинотавр» в номинации «Призы за лучшую мужскую роль» («Мусульманин»), г.Сочи, 1995 г.
* Номинация на премию «Золотой петушок-98» в категории «Актер года» («Му-му»), 1998 г.
* Приз IV телевизионного конкурса «Вместе» (IV Ялтинский телефорум) в номинации «За интересное актерское воплощение образа» («По ту сторону волков», «Янтарные крылья», «Истина момента»), г.Ялта, 2003 г.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz