Однажды один из бывших ульяновских депутатов Госдумы искренне признался: «Я знал, что там хорошо, но даже не представлял, что настолько». Он имел в виду, конечно, московскую жизнь депутата, которая, судя по выражению лица народного избранника, с получением мандата автоматически превращалась в одно сплошное удовольствие. Тому депутату народ вторично доверия не оказал, а он в свою очередь обиделся и в Ульяновск не вернулся. Поэтому, что именно имел в виду депутат Госдумы, нам пришлось спросить у его коллеги - Александра Кругликова, избиравшегося в Госдуму в 1995 и 1999 годах. Ныне Александр Леонидович - депутат Законодательного Собрания области. В беседе с ним нас интересовала не законодательная сторона жизни Госдумы, а насущная, если не сказать бытовая.
Квартирный вопрос
- Александр Леонидович, что за сладкая жизнь ожидает депутата в Москве? Насколько изменилась Ваша жизнь после того, как Вам вручили мандат?
- Моя жизнь никогда не менялась, я не почувствовал сладкой жизни по той простой причине, что много работал. За восемь лет в Думе я забыл, что есть семья, личные заботы.
Быт депутата оговорен в Уставе: он должен быть обеспечен крышей над головой, транспортом, зарплатой. Я был избран в Госдуму второго созыва в 1995 году, и меня, как и подавляющее большинство депутатов, вначале поселили в гостинице «Россия» в двухместном номере. Номер не был люксовым, я жил в нем один, но часто размещал там приехавших в Москву товарищей и, бывало, даже тех, кто приезжал жаловаться на меня. Через два года нам предоставили квартиры в многоэтажных домах в Митино. Это за кольцевой дорогой, на дорогу утром уходил час, вечером - около полутора. За нами приезжал специальный автобус, но из-за пробок он ехал долго, так что часто я предпочитал метро.
Квартира была обставлена самой обычной отечественной мебелью, имелись стиральная машина, холодильник, телевизор. Были предусмотрены постельное белье, полотенца. Но нас никто не обслуживал, я сам себе готовил, стирал. Позже был построен роскошный гостиничный комплекс рядом с шведским посольством, туда заселяли депутатов третьего созыва, скандалы из-за приватизации номеров происходили именно там. Я отказался переселяться: если тот «зверинец», с которым общаешься ежедневно в течение четырех лет, видеть еще и вне зала заседаний, можно просто заболеть.
Почем жизнь депутата?
- Не очень-то вы жалуете коллег. Но о них позже. Хотелось бы узнать о средствах, которые тратятся на депутатов.
- Проживание в гостинице одного депутата обходится государству минимум в тысячу рублей в сутки. В год это 365 тысяч. Депутатов 450 человек. Умножайте, сколько улетает за четыре года. Я считаю более целесообразным эти деньги вложить в строительство жилья. И даже если депутаты его приватизируют, это обойдется государству дешевле.
На транспортные расходы одного депутата уходит около 12-14 тысяч долларов в год. Оплачиваются переезды не только по Москве, но и перелеты по стране. Сутки у здания Госдумы стоит целый парк машин - три-четыре автобуса, около сотни автомобилей, - ожидая вызова от какого-нибудь депутата. Транспорт простаивает, а его оплачивают. Я обращался с просьбой в руководство аппарата Госдумы минимизировать расходы, выделить эти деньги депутатам, пусть они сами ими распоряжаются: купят машину, наймут водителя, но отчитываются, сколько тратят на бензин, а по истечении полномочий машину сдадут государству. Это будет дешевле. У конгрессменов США есть свой собственный фонд, исходя из которого каждый определяет количество своих помощников, расходы на транспорт, помощь избирателям и так далее. А у нас тратят без меры - есть нужда в поездке, нет нужды в поездке, слетал к родственникам, друзьям - любую поездку депутату оплатят. Сломать эту машину один человек и даже фракция не в состоянии. Нужен закон, а его принимают сами депутаты. Две недели назад новые депутаты снова проголосовали против принятия закона об отзыве депутатов. Против себя же не пойдут.
- Хотя чужие деньги считать нехорошо, но Вам платили не чужие, а народные. Какую Вы получали зарплату?
- Заработок депутата весьма приличный - около тысячи долларов. Хочу, впрочем, сказать, что в местном муниципалитете есть зарплаты и намного выше. Получал деньги, как в советские времена, в кассе каждый месяц 8 и 22 числа. Аванс около семи тысяч, получка тысяч 17. Поквартально премии в размере оклада.
- Что Вы получили от депутатства в плане материальном, духовном, жизненного опыта?
- В материальном, не думаю, что что-то получил: как я здесь жил в «хрущевке», так и живу. Помог в Москве сыну купить квартиру, он математик, закончил аспирантуру МГУ. Позволила депутатская зарплата, плюс помогли родные. Я легко расставался с депутатскими деньгами. Приехал в Чечню и встретил солдатских матерей, ищущих своих пропавших детей, они жили без копейки денег. Я только что получил зарплату, хорошо, было, что отдать.
За эти годы я получил более объемное представление о стране. Побывал в Абхазии, Чечне, шахтерских поселках, на флоте, оборонных объектах, погранзаставах, селе, в сибирской тайге и так далее. Общался с министрами, президентом. Конечно, теперь я представляю, что происходит в стране по собственным наблюдениям, а не по газетам и телевидению.
- Итак, о ваших коллегах.
- В Госдуме много людей без царя в голове, удивляла безответственность, безнравственность. Депутат голосует за законы, зная, что завтра они обернутся трагедией для сотен тысяч людей - это касается Лесного кодекса, продажи земель. Я подхожу к самарцам из «Единства» и спрашиваю: «Как вы можете голосовать за лишение льгот специалистов животноводства?» Сегодня в селе заработки, сами знаете какие, без льгот по оплате жилья и коммунальных услуг сельчане не выживут. А самарцы отвечают: «Если бы не проголосовали, то во фракции нам бы голову оторвали».
Восемь лет я наблюдал одну и ту же картину: работали над законами от силы три-четыре десятка депутатов, остальные занимались своими делами. Многих депутатов за четыре года я видел всего два раза: в первый день работы Госдумы и в последний. Они даже не приходили в кассу за зарплатой - она им не нужна, у них другой источник дохода, несоизмеримый с зарплатой депутата. Многие выбирались за получением неприкосновенности, к тому же мандат позволяет им наладить более широкие связи для бизнеса. Мы знаем фамилии этих людей, среди них и бывшие ульяновские избранники. Беда в том, что у нас нет механизма, позволяющего спросить с депутата, чем он там занимается.
В Госдуме кто-то определенно представлял интересы «братков». В этом составе Госдумы таких людей оказалось больше, чем во всех трех предыдущих, потому что мы избирали кота в мешке. Нам предложили списки с Шойгу, Лужковым, министрами и другими популярными личностями. Когда голосовали, никого не волновало, что завтра произойдет. А завтра они сложили свои депутатские полномочия, не придя даже на первое заседание. Сейчас никто из избирателей даже не знает, кто пришел вместо них.
Факты говорят сами за себя: за эти годы погибло девять депутатов Госдумы. При этом политических покушений, как сказал генеральный прокурор, не было. Причина - деньги.
Меня спрашивают: почему все стремятся в депутаты, медом что ли там намазано? Для многих и медом намазано. Например, для Владимира Дубова, представителя фирмы «ЮКОС», долларового миллиардера. В Думе он только и делал, что лоббировал интересы своей фирмы: не допустить решения вопроса о ренте, национализации. Его не интересовали проблемы государства. Таких избранников народа в Госдуме достаточно много. А избиратели, голосуя, не пытаются разобраться, что за тем или иным человеком стоит. В свое время был подписан указ президента о запрете на приватизацию учебных заведений, но Академия народного хозяйства, которой руководил депутат Бунич, была приватизирована. Руку приложил сам депутат Бунич, был задействован ряд высокопоставленных лиц. Позже собственность удалось вернуть.
Обещания ничего не стоят
- Скажите, то, что обещает депутат Госдумы в предвыборной кампании, выполнимо или нет?
- Один депутат не в состоянии что-либо решить. Несут бредятину относительно того, что кто-то, какой-то депутат выбил деньги на строительство, ремонт и так далее. В Госдуме вопросы денег решаются только коллегиально. Никто из ульяновских депутатов никаких денег выбить не смог. Если сюда и приходили какие-то деньги, то не через Думу.
- Значит, ульяновцы правильно сделали, проголосовав «против всех»?
- Я считаю, что правильно. Народ дал понять президенту, что пора навести порядок в Ульяновске, в государстве, в Госдуме, которую превратили в отдел правительства.
- Со стороны работа депутатов кажется скучной - одни заседания. Вы были причастны к каким-либо живым делам?
- Летал в Екатеринбург для разбирательств избиения студентов, помните, когда на студентов, требующих нормальных условий жизни, власти бросили ОМОН? После разбирательств нашей комиссии Госдума приняла постановление, после чего ни одного подобного случая в стране не было. Выезжал в Новосибирск по делу продажи обогащенного урана в США. По сути то, что Россия за 50 лет наработала, с подачи Черномырдина было продано за бесценок. Это преступление века. Разбирательство идет по сей день. Я был инициатором дела Аксененко, так как видел, какие безобразия творятся в Министерстве путей сообщения. Прокуратура завершила расследование, проверяла Счетная палата, выяснилось, что убытки составили миллиарды долларов. Был взят 600-миллионный кредит, который был использован, мягко говоря, не по назначению. Чтобы рассчитаться с кредиторами, руководство путей сообщения вынуждено было брать другие кредиты. В итоге, чтобы покрыть издержки, пошли на повышение тарифов на транспортные и пассажирские перевозки. Положение дел на железной дороге до сих пор обстоит не лучшим образом, что влечет рост цен. Эти вещи касаются каждого человека, заниматься ими непросто, пришлось поднимать эти вопросы на комиссии по борьбе с коррупцией. Я прекрасно понимал, чем для меня грозила моя настойчивость, мне угрожали физической расправой, но мы побудили Счетную палату заняться этим делом. Вся эта работа отнюдь не сладкая депутатская жизнь. Если бы хотели, депутаты в самом деле смогли бы изменить жизнь людей к лучшему, но, к сожалению, процент людей честных, самоотверженных в Госдуме слишком мал.
Алсу ИДРИСОВА.