«Игры с дотациями» - под таким заголовком месяц назад «Курьер» писал о том, куда делись деньги, заложенные в бюджете области-2003 в качестве компенсации расходов на перевозку льготников.
Речь тогда шла о том, что сорок дотационных миллионов из областной казны в 2003 году ушло в автономную некоммерческую организацию (АНО) Департамента автомобильного транспорта Ульяновской области - предприятие, по сути, частное. Именно АНО по задумке областных законодателей должно было распределять дотационные средства между ПАТП. Факт такого распределения был установлен специалистами Антимонопольного управления Ульяновской области в ходе проверки в начале нынешнего года. Тогда же это ведомство направило Законодательному Собранию области возражения, суть которых сводилась к следующему. Если законом определено, что дотационные деньги должны распределяться между муниципалитетами, то так оно и должно быть, посредничество АНО в этом смысле, мягко говоря, неуместно. Необходима четкая, открытая система распределения этих средств, причем между всеми предприятиями, которые осуществляют перевозку, независимо от того, частные они или государственные. Только такой подход к делу, на взгляд специалистов, позволит защитить тех, кто имеет право на льготы в транспорте. До тех пор, пока дотации будут перекачиваться полностью в ПАТП, частные перевозчики и не подумают возить льготников бесплатно. Аргумент у них на этот счет железный - им расходы никто не компенсирует. Очевидно и другое - загибающийся автопарк ПАТП дотационные вливания не спасают. Автобусов год от года на маршрут выходит все меньше и меньше. Судя по звонкам в редакцию «СК», в надежде на бесплатный проезд люди часами ждут на остановках государственный транспорт. А в итоге все равно вынуждены ехать на платной маршрутке. Это в черте города. Иное дело с междугородними перевозками.
Как пояснили корреспонденту «СК» специалисты антимонопольной службы, некоммерческое партнерство «Межгортранс» на этих маршрутах возит льготников бесплатно. Пока. Объяснить это можно, вероятно, тем, что дальние маршруты более выгодные, и поэтому частникам до поры до времени удается возить льготников без компенсации понесенных расходов. Сколько это продлится, неизвестно. А потом - одно из двух: либо льготников попросят пересесть на государственные автобусы, которые за один рейс по нескольку раз встают на дорогах из-за поломок, либо частный транспорт на межгороде тоже потихоньку развалится.
Распределение дотаций должно осуществляться между всеми перевозчиками, работающими на рынке транспортных услуг. Эту позицию антимонопольной службы, равно как и возражения этого ведомства по поводу передачи дотационных средств АНО, областные законодатели проигнорировали. 97 дотационных миллионов, заложенных в бюджете-2004 на транспорт, снова получит АНО. Специалисты антимонопольной службы Ульяновской области не исключают возможности подачи иска в суд по этому поводу.
Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА.