Димитровград имеет шанс получить прибыль от статуса «Культурной столицы», которым не воспользовался Ульяновск.
Многие ли из горожан помнят, что в 2001 году Ульяновск был самой первой «Культурной столицей Поволжья»? На жаргоне организаторов этой окружной программы город навсегда останется «первой столицей» даже несмотря на то, что большая часть ульяновцев этого, кажется, и не прочувствовала. Да, были пышные сборные концерты на открытие и закрытие; приезд полпреда президента Кириенко и министра культуры Швыдкого; мудреные выставки современного искусства, по которым члены местного Союза художников ходили с вытянувшимися от недоумения лицами... Помнится концерт народных коллективов из соседних национальных республик: в выстуженном зале КДЦМ сидело в лучшем случае три десятка зрителей, половина из которых были журналисты.
С тех пор «Культурная столица» уже немало кочевала по Поволжью: Киров и Нижнекамск в 2002 году, Чебоксары в 2003-м, в этом году «Культурная столица» пришла в Ижевск и Димитровград. А мы все гадаем: ну а Ульяновск-то в свое время получил хоть какую «духовную прибыль»? Что осталось, кроме зонтика на торце многоэтажки в новом городе с надписью «Не кантовать» (говорят, под этим зонтиком люди теперь назначают свидания) и бесприютного ТЮЗа? Этот вопрос - «Что осталось?» - вновь прозвучал на семинаре «Культурная журналистика и культурная политика», который состоялся на прошлой неделе в Ижевске и в котором принял участие «СК».
«Ничего, если говорить об инфраструктуре города, об освещенности улиц, о политике и экономике, - считает руководитель программы «Культурная столица Поволжья» Анна Гор. - Но программа не ставила своей задачей влиять на все это. Зато в Ульяновске теперь есть несколько десятков людей - и в среде работников учреждений культуры, и в среде журналистов, - которые стали мыслить по-новому».
«Новое мышление», о котором идет речь, - это проектное мышление. Вместо рассуждений на тему «а неплохо бы нам сделать вот это, да управление культуры денег не даст» работники музеев и библиотек научились оформлять свои идеи по-другому: формулируют цели и задачи, определяют финансовые, интеллектуальные и прочие необходимые ресурсы, софинансирование, предполагаемое развитие идеи и ее значимость для сообщества. Все это в виде проекта посылают на конкурс грантов. Благодаря этому, например, состоялась выставка «Два Ильича», задуманная как пересечение двух линий в истории города: патриархально-дворянской линии Ильи Ильича Обломова и революционной линии Владимира Ильича Ульянова-Ленина. Выставка получила довольно широкий резонанс, а газета «Известия» после нее даже поспешила переименовать Ульяновск в Обломовск.
«Мне хочется, чтобы Ульяновск подал заявку на еще одно участие в программе, - говорит Анна Гор. - Но прежде мы должны изменить условия конкурса так, чтобы главным стало участие в программе общественности, то есть движение «снизу». Программа должна перестать быть делом только начальников. Конкурировать должны не бумаги, а идеи».
Интересно, что бы изменилось, если бы «Культурная столица» проходила в Ульяновске сегодня, а не три года назад?
«Какие-то вещи мы бы сделали более осмысленно, - говорит заместитель руководителя программы «Культурная столица Поволжья» Глеб Фирсов. - В Ульяновске у нас было ощущение, что мы, как на войне: все приходилось пробивать, и любое достигнутое состояние воспринималось как победа. Несомненно, есть проблема консолидации сообществ вокруг целей культурной столицы».
Скромные результаты «Культурной столицы» в Ульяновске объясняют, помимо всего прочего, и тем, что здесь не было единого центра принятия решений: руководство программой на месте делили (или перетягивали?) между собой чиновники от культуры и дирекция программы. Не позаботились у нас и о преемственности. Другие «столицы» по окончании программы оставили в штате управления культуры специального человека, в обязанности которому вменили возделывать «точки роста», появившиеся благодаря программе. У нас этого нет. Подумайте, кому сегодня придет в голову пойти с неким инновационным проектом в управление культуры, озабоченное ремонтом разрушающихся от старости зданий музеев, выплатой зарплат и коммунальных платежей? До искусства ли тут, тем паче - актуального...
Димитровград в этом отношении двинулся вперед: здесь исполнительного директора нашли в результате конкурсного отбора, причем этот человек пришел из сферы бизнеса. И если депрессивный во многих отношениях Ульяновск в свое время был «назначен» культурной столицей в надежде слегка разнообразить его и по сей день ленинизированный имидж, то Димитровград целенаправленно боролся за получение статуса «Культурной столицы». И победил. Очевидно, что Димитровград связывает с этим статусом определенные надежды на развитие, и не только культурное. В Ульяновске на это, похоже, всерьез никто не надеялся, поэтому и не сбылось.
«Культурная столица» дает городу шанс увидеть и сделать что-то новое. По словам Анны Гор, до 30 процентов проектов-участников марафона культурных событий в рамках программы связано с актуальным искусством. Главной темой программы в этом году стала «Актуальная словесность». Если вы заметили, сегодня литературный процесс в Ульяновске практически отсутствует. Есть просветительская работа музеев и библиотек, но это - другое. У города еще есть шанс впрыгнуть в последний вагон, тем более что Димитровград - под рукой, но для этого надо садиться и писать проекты. Заявки принимаются до конца апреля.
Сергей ГОГИН.