В Ульяновском цирке с успехом проходят выступления московского иллюзиониста Анатолия Сокола.
В его новом шоу "Полтергейст" творятся невероятные чудеса.
Перед представлением с двадцати-восьмилетним волшебником встретился корреспондент "СК".
- Анатолий, скажите, легко обманывать людей?
- Иллюзия - это не обман, это искусство. Хотя у нас считается, что чем лучше обманываешь, тем больше это нравится зрителям. Но большую иллюзию не так просто сделать. Надо иметь прежде всего ум и деньги. Сейчас многие иллюзионисты идут по простому пути - покупают трюки за рубежом. Я же придумываю их сам. Только так можно самоутвердиться на арене.
- Вы в своих номерах используете людей из зала. Это "подсадные утки"?
- Все так думают. Но на самом деле это не подсадка. Мне помогают самые обычные зрители, которые пришли на представление. Конечно, иных бывает трудно поднять с кресла, но ульяновцы охотно выходят на арену. Скажу больше, те зрители, кого нам удается вытянуть из зала, так и не понимают секрета фокусов. Их потом все спрашивают, а они ничего рассказать не могут.
- А как вы попали в этот мир?
- Мне повезло. Я - иллюзионист в третьем поколении. Мой дед, Анатолий Сокол, меня, кстати, в честь него назвали, основал династию. У него был аттракцион "10 тысяч вольт", который потом он передал моему отцу, а отец, спустя тридцать лет, - мне. Я же переделал программу и добавил в нее несколько новых трюков. Кстати, один из своих трюков я впервые покажу на ульяновской арене во время прощального представления. И в нем будет участвовать мой пятилетний сын. Он выступит в роли ассистента.
- И не страшно ему в таком возрасте выходить перед большой публикой?
- Для него это не впервые. Еще когда он был совсем маленький, мы были на гастролях в Китае. Он тогда уже выходил со мной на арену. Для китайцев мой сын стал самой настоящей экзотикой. Маленький, беленький ребенок. Его каждый зритель старался пощупать. Так что арены и публики он не боится. У меня и жена работает в цирке. Мы познакомились с ней в цирке. Она пришла на представление и села в пятом ряду. А я тогда работал клоуном. Мне для репризы нужен был зритель из зала. Вот я ее и вытащил на манеж. Оказалось, я нашел свою любовь.
- Анатолий, вот вы сказали, что сейчас можно купить трюки. А сколько стоит фокус?
- Это зависит от масштаба, от аппаратуры. Ведь сейчас уже применяется электронное оборудование. Можно купить трюк и за пять долларов, и за пять миллионов, как, например, фокусы Дэвида Копперфильда.
- Кстати, как вы относитесь к этому иллюзионисту?
- Мне нравится то, что он делает. Дэвид Копперфильд считается авторитетом среди иллюзионистов. Я также уважаю Зихрида Эроя, который использует в своих номерах львов и тигров. У этих мастеров качественная иллюзия. К сожалению, у нас пока таких нет. Некогда популярный Игорь Кио утратил свой талант.
- Недавно по ТВ показывали фильм, в котором раскрывали секреты фокусов великих иллюзионистов. А вы как профессионал знаете секреты, например, чудес того же Копперфильда?
- Поверьте, моих фокусов в фильме нет. Так что мои трюки остаются секретом. А насчет других фокусов... Я знаю практически все трюки известных иллюзионистов. Да и любой опытный иллюзионист, увидев фокус, догадается, как это делается.
- А в личных целях вы использовали свои трюки?
- Только лишь для хохмы. У меня есть фокус - дрессированный доллар. Кладу на руку купюру, и она складывается несколько раз сама по себе. И вот однажды я пришел в обменный пункт и говорю девушке: "Проверьте, пожалуйста, 100 долларов!". Девушка взяла купюру, проверила ее и говорит мне, что все нормально. Я положил 100 долларов на ладонь, и купюра на ее глазах начала сворачиваться. Я говорю: "Действительно, все нормально!". Девушка в шоке. Ошарашенными глазами смотрит на меня. Фокусы я показываю лишь для развлечения, а не для аферы.
- Накладки на сцене бывают?
- У меня есть такой номер. Надувается шар диаметром три метра, он должен лопнуть и появиться девушка. И вот однажды надули этот шар. Внутрь запустили кислород. А шар лопался тогда, когда к нему притрагивались указкой. А до этого на конце этой указки был огонь. Видно, плохо потушили, конец ее тлел. Я дотронулся до шара, и вдруг все вспыхнуло. Зритель аплодирует, думает, что так и надо, а мы с ассистентами в ужасе. У нас чуть девушка не сгорела. Но мы не растерялись и быстро чан с шаром унесли за кулисы. Там и потушили.
Записал Арсений Королев.