Охотники за кактусами ждали этого открытия несколько десятков лет. И могли бы ждать до сих пор, если бы не вмешалась судьба.
Правда, это сейчас так думают, но вообще-то был всего лишь сон, ставший судьбой. Однажды, глубокой ночью, швейцарцу Джонасу Лютию, коллекционеру кактусов, приснилось то, что он посчитал провидением. И он очнулся с победным криком: "Я точно знаю, где их искать!". Тут же снарядили экспедицию на север Мексики, где среди пустынных песков ученые наконец обнаружили колонию малюток-отшельников, кактусов рода маммилярия, получивших название в честь своего первооткрывателя Лютия.
Круглые растения диаметром всего в полтора сантиметра с огромными сиреневыми цветками и необыкновенными прозрачными колючками, блестевшими на солнце, с раскрывающимися на кончиках колючек волосками, словно маленький зонтик. Именно такими увидел их, росших в жестяной банке из-под консервов, в 1952 году американский ботаник Норман Боук, будучи в гостинице на границе Мексики и США. Завороженный красотой этого не известного науке вида кактуса, он единственное, что смог сделать, так это фотоснимки, но где искать эти кактусы, не знал никто - ни хозяйка гостиницы, ни местные жители.
В Москве кактус лютий появился три года назад, а в нашем городе прошло всего лишь около месяца с тех пор, как лютий простился со столичной жизнью, приехав на постоянное местожительство к новой хозяйке - Вере Сахаровой. Считается, что она среди многочисленных ульяновских коллекционеров кактусов стала единственной счастливой обладательницей редкого растения - лютия. "К сожалению, - рассказывает Вера, - ни у одного из моих знакомых москвичей, имеющих такой кактус, он не расцвел. Почему малыш не хочет цвести? Видимо, родины ему не хватает". А родина - это жаркое пустынное солнце, испепеляющее все живое, накаляющее почву до 65-70 градусов. Сухой, обжигающий воздух превращает любую растительность в гербарий, а эта выносливая крошка распускает чудесные цветки, в два раза превышающие собственный рост растения. Что и остается загадкой для ученых-кактусологов.
Вера Сахарова, как и ее собратья по хобби, все же не теряет надежды увидеть своего любимца цветущим. А пока ее лютий выглядит так, как на верхнем снимке.
Однако, если счастливая обладательница лютия ждет его цветения в предстоящую весну, как и положено этим растениям, то на моем подоконнике расцвел этой ненастной осенней порой, нарушив общепринятое представление о суккулентах, чудесный цветок. История о нем пусть не такая давняя, как у лютия, но тоже заслуживает внимания. С наступлением холодов я убрала все комнатные растения с лоджии, а его - забыла. Долго не поливала, а как вспомнила о бедолаге и занесла его в комнату, так на следующий же день он и зацвел. Словно в благодарность мне или в укор.
Елена ЗЫКИНА.