UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 18 октября 2003 года №156-157



Жук родом из Симбирска


В список талантливых людей, подаренных миру Симбирском-Ульяновском, можно внести еще одно имя - Станислава Жука, воспитавшего дюжину чемпионов мира по фигурному катанию. Совсем недавно краеведы выяснили, что главный тренер сборной СССР родом из Ульяновска. Здесь до сих пор живут его родственники. Корреспондент "СК" встретился с Клавдией Андреевной Дементьевой, родной тетей знаменитого тренера.
Фамилия Жук в послереволюционном Ульяновске была известна очень многим: Никифор Яковлевич Жук, партизан гражданской войны, в городе был человеком уважаемым. Его сын Алексей пошел служить в морфлот, вместе с ним оказался и его земляк Павел Дементьев. Ребята подружились, а по окончании службы оба вернулись в Ульяновск. И жили рядом: Жук - во дворе немецкой кирхи, Дементьев - на улице Льва Толстого. Эта дружба для одного из них оказалась судьбоносной: Алексей пришел в дом Дементьевых, увидел старшую сестру Павла и Клавдии Марию и влюбился. Как и полагается, была свадьба, а 25 января 1935 года у них родился сын, которого нарекли Станиславом.
В Ульяновске Жуки прожили четыре года. Мальчик рос послушным, особых беспокойств не доставлял, но в нем буйствовали энергия и темперамент. По словам тети Клавы, как называл ее племянник, Стасик выглядел толстеньким карапузом с кривоватыми ногами. На спортивное будущее в его фигуре не было даже намека.
Алексея Жука как мичмана ВМФ перевели служить во Владивосток, а перед самой войной - в Ленинград. Семья переезжала с ним. В блокаду Станислав вместе с мамой оказался в эвакуации вначале в Баку, потом мальчика привезли к родственникам в Ульяновск. Здесь Стас ходил в начальную школу, которая располагалась на улице Льва Толстого. Отличником он не был, но и "двоек" не приносил, держался в "хорошистах". Удивительно, но сейчас в здании бывшей школы находится физкультурное училище.
Принять участие в воспитании племянника Клавдии не пришлось. В 1949-м ее арестовали как врага народа.
В эти годы младшая дочь Клавдии Тамара воспитывалась в доме Марии и Алексея Жуков, Тома и Стас какое-то время росли вместе. Репрессии не обошли и семью Жуков: герой гражданской войны Никифор Яковлевич был арестован. Сын за него долго хлопотал и чудом вытащил из тюрьмы.
После войны семья вернулась в Ленинград. Стас школьником в Ульяновске бывал часто, на лето приезжал к бабушке. Потом закружили его тренировки, чемпионаты. В последний раз Станислав Алексеевич выбрался в родной город в 1986 году, приехал на соревнования в Куйбышев, а оказавшись по соседству, решил: грех не повидаться с родными. Заглянул сюда всего на день, по городу прогуляться не захотел, ему было важнее обойти всех родственников. В Ульяновске их оказалось немало: семьи Сапуновых, Романовых, Жуков, Дементьевых, тогда была еще жива тетя Станислава Адель Иосифовна Варейкис, которая приходилась двоюродной сестрой революционеру Варейкису. В память об этой встрече сохранилась фотография, сделанная в доме Варейкисов.
- Станислав был человеком очень скромным, - рассказывает Клавдия Андреевна, - своими успехами перед нами не хвастался. О нем я знаю только со слов моей сестры Марии и его жены Нины. На каток еще мальчиком он пошел сам, его никто за руку не отводил. Какое-то время был в одиночном катании, потом его заметил один из тренеров и пригласил кататься с Ниной. Любители фигурного катания, наверное, помнят эту пару, на чемпионатах СССР и Европы они всегда были лучшими, Людмила Белоусова и Олег Протопопов шли за ними. Но соперники были дружны между собой, учились вместе в физкультурном институте. Олег Протопопов позже вспоминал, что в полуголодные студенческие годы Стас его частенько подкармливал - его отец Алексей Жук как военный получал паек, семья была достаточно обеспеченна. А когда Стас и Нина ушли на тренерскую работу, место лидеров освободилось для Людмилы и Олега.
Клавдия Андреевна часто бывала у сестры, когда семья Жуков переехала в Москву. Когда поездки совпадали с выступлениями учеников Станислава, обязательно шла на стадион - в архиве Клавдии Андреевны до сих пор хранятся пригласительные билеты, программки. Иногда племянник брал тетю на тренировки, знакомил со знаменитостями - Еленой Водорезовой, Ириной Родниной. Ирина даже один из многочисленных букетов от поклонников подарила тете своего тренера.
- На катке Станислав был строгим и требовательным, - говорит Клавдия Андреевна. - Жизнь его семьи проходила на стадионе. Нина Жук тренировала малышей. Конечно, отбирала самых талантливых и поставляла мужу. Фигурным катанием занималась сестра Стаса - была такая пара: Татьяна Жук-Шестернева и Александр Горелик. Тренировал их тоже Жук. А дома Стас был душевный, простой. Он никогда не говорил, что нет времени, приезжал нас встречать на Казанский вокзал, провожал на поезд. Однажды мы с ним стояли на остановке, ждали автобус, своей машины у заслуженного тренера еще не было. Тут же остановился частник и говорит: "Садитесь, Станислав Жук". Он был очень популярен. Еще в советские времена его пригласил работать в свой клуб один американский миллионер, но Стас отказался. Говорил, вон как Белоусову и Протопопова заклеймили. Станислав никогда не жил в роскоши, от обычных москвичей его отличала лишь одежда, привезенная из заграничных поездок.
О тренере олимпийских чемпионов ходило много неприятных разговоров, ему приписывали двусмысленные отношения с Ириной Родниной, Еленой Водорезовой. Клавдия Андреевна утверждает, что Станислав Жук не был способен на интриги, а на слухи не обращал внимания. Ему в свое время стало неинтересно тренировать Роднину и Зайцева, потому что не мог им дать большего, чем уже в них вложил. С учениками он познал и колоссальный успех, и горечь предательства. Уйдя на пенсию, он работал в клубе "Локомотив".
Умер Станислав Жук в 1998 году от сердечного приступа. Он должен был поехать в издательство, чтобы решить вопрос о выходе в свет написанной им книги. Вместе с журналистом, работавшим над книгой, они пытались завести машину, но она окончательно сломалась. Журналист предложил проехать в метро. Когда спустились на станцию "Аэропорт", Станиславу Алексеевичу стало плохо. Прибывшая "Скорая помощь" уже не могла его спасти. Похоронен Станислав Жук на Ваганьковском кладбище.
В Москве на Ленинском проспекте живут его жена и дочь Марина. Недавно краевед Сергей Петров получил от них письмо, в котором перечислены телефоны ульяновских родственников тренера. В конверт также были вложены буклеты, автобиография Жука, в котором кузнец чемпионов перечислил всех своих воспитанников, принесших спортивную славу стране. Это Ирина Роднина - Александр Зайцев, Екатерина Гордеева - Сергей Гриньков, Марина Черкасова - Сергей Шахрай, Татьяна Жук - Александр Горелик, Людмила Пахомова, Елена Водорезова, Анна Кондрашова, Сергей Четверухин, Александр Фадеев.
Алсу ИДРИСОВА.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz