UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 11 октября 2003 года №152-153



Деньги не пойдут


Сегодня нет никакой необходимости с особым пристрастием рассматривать историческую ретроспективу нашей страны, чтобы на конкретных фактах лишний раз показать "театр экономического абсурда" времен развитого социализма, а позже - социализма с человеческим лицом.
Крах системы был предопределен многими субъективными и объективными факторами. И прежде всего - фактором экономической нецелесообразности того, что проводилось. А проводилось всегда с необычайным размахом, с бесшабашием и российской удалью. В итоге мы имеем то, что имеем. В городах-карликах строились гигантские заводы, для которых невозможно было найти во всей округе рабочую силу; в глухих хуторах возводились крупные животноводческие комплексы, от которых теперь остались наполовину разобранные стены.
От тотальной гигантомании Россия страдает и по сей день. Наш регион не исключение. Возьмите, к примеру, "недоношенный" Ульяновский центр микроэлектроники, хиреющий год от года ОАО "Авиастар", умирающий Сенгилеевский цементный завод...
Еще более удручающая картина предстает перед нами в аграрном секторе экономики, где к тотальному безлюдью прибавляются тотальная нищета и тотальное воровство. Последнее "качество" воспитывалось коммунистической системой на протяжении многих десятилетий. Бытовали даже народные присказки, мол, все колхозное - это все мое. А фактически - ничье.
Как-то один из советских писателей, набравшись мужества, в кулуарах партийного съезда сказал главному идеологу СССР Михаилу Суслову якобы такие крамольные слова:
- Михаил Андреевич, разворовывает народ страну! Надо что-то делать...
- Не вижу повода для беспокойства, - невозмутимо ответил "серый кардинал". - Народ крадет то, что ему принадлежит. Тащит добро домой, а не вывозит за границу! Пусть воруют...
Почему мы говорим об этом сегодня? Потому что укоренившаяся привычка умыкнуть что-то для собственного дома с коллективного подворья губительно сказывается на экономике тех предприятий, которые пытаются работать в условиях рынка. А рынок, как известно, может нормально функционировать только на принципах экономической целесообразности, жесткой исполнительской дисциплине. Когда эти принципы нарушабются, наступает полнейший бардак. Хозяйство неминуемо идет к погибели. Именно так и случилось с 000 "Майнское", которое объединяет жителей двух сел.
Крестьяне здесь продолжали работать по старинке, как это было заведено в прошлом веке. Пьянствовали напропалую. Не мудрено, что дела шли все хуже и хуже.
000 "Майнское" решили взять под свою опеку "милановцы". Разработали перспективный план развития полеводства и животноводства. Правда, к тому времени, как заключили соглашение о взаимном сотрудничестве, молочное стадо почти полностью было загублено. Буренки утратили продуктивность. И возрождать поголовье крупного рогатого скота надо было заново.
ОАО "Милан", прикинув свои возможности, отстегнул на "реанимацию" умирающего хозяйства 43 миллиона целковых. Но, как говорят в народе, не в коня корм. Вместо того, чтобы деньги стратегического инвестора направить на развитие полеводства и животноводства, специалисты средства попросту разбазарили: легко пришедшие деньги легко ушли по ветру.
ОАО "Милан" вынуждено было пересмотреть свои прежние обязательства. Руководствовались как раз принципом экономической целесообразности. А именно, свернули инвестиционную деятельность и приняли меры к тому, чтобы сохранить то, что осталось от разворованного. Уходя, "милановцы" не унесли с собой ни одного квадратного метра земли, хотя в этом их сегодня пытаются обвинить.
Нынче 000 "Майнское" находится в агонизирующем состоянии: нет механизаторов, опытных животноводов. А те, которые остались, пьянствуют и разворовывают то, что "милановцы" успели создать. Кто-то умудрился собрать втихаря урожай с полей, а на склады 000 "Майнское" не поступило ни одного килограмма зерна. Руководителей хозяйства ловили за руку в тот момент, когда они пытались умыкнуть металлические плитки с пола свинофермы. Хозяйка молочного стада припрятала семь новорожденных телят. Были и другие факты воровства.
Очень странно то, что все это произошло почти год назад, а областная пресса почему-то обратила особое внимание на происходящее в 000 "Майнское" именно сейчас, в момент предвыборной кампании. Создается впечатление, что выполняется чей-то политический заказ, сильно напоминающий "черный пиар", что как раз противоречит обещаниям президента России Владимира Путина и действующему законодательству.
В такие "черные дыры", как 000 "Майнское", никто теперь не будет вкладывать собственные деньги. Во-первых, нет никакой гарантии, что средства действительно пойдут в дело. Во-вторых, практически невозможно набрать полноценный, дееспособный коллектив для сельскохозяйственного производства. В-третьих, нет правовой базы, которая могла бы защитить интересы инвестора, вкладывающего средства в рухнувшие хозяйства. У инвесторов есть только обязанности "дойной коровы", но нет прав на собственность - землю, основные фонды и так далее. Эту задачу предстоит решать законодателям нового созыва всех уровней власти.
Нельзя сбрасывать со счетов и человеческий фактор. В чем слагаемые успеха земледельцев и животноводов любого крепкого хозяйства? Главное, конечно же, в трудолюбии людей, живущих в селе. Нельзя допустить, чтобы оставался необработанным хотя бы один га земли. Нельзя мириться с тотальным воровством и пьянством. Хозяйству нужен волевой руководитель. И, конечно же, полноценный штат специалистов.
Даже сейчас, в пору тотального безденежья, в некоторых районах области умудряются внедрять в растениеводство и животноводство достижения науки и передовой практики. Постоянно обновляются сорта зерновых и зернобобовых культур, умно применяется химическая защита растений. В 000 "Майнское" ничего такого нет и в помине. И делать ничего, судя по всему, не хотят.
Между тем с помощью "милановцев" специалисты 000 "Майнское" могли бы успешно работать над разведением продуктивной породы коров. Взять хотя бы красно-пеструю голштинскую. Каждая породистая буренка может давать в год до 5000 литров молока. Польза и селянам, и "милановцам" от такого сотрудничества была бы несомненной.
Кстати, с другими сельхозпроизводителями "милановцы" работают успешно, инвестируя сельхозпроизводство и своевременно рассчитываясь по всем своим обязательствам.
Говорят: молоко у коровы на языке. Для достижения высоких производственных показателей в животноводстве нужна прочная кормовая база. Хорошо бы ежегодно заготавливать кормов на условную голову КРС 35-40 центнеров. Но и эта задача была полностью провалена.
Развал АПК предопределен нынешним правительством. Если сказать честно, при таком отношении к крестьянину отечественное фермерство "загнется" повсеместно. Даже крепкому коллективному хозяйству, имеющему достаточно прочную техническую базу, выжить нелегко, а такому, как 000 "Майнское", тем более долго не продержаться на плаву.
Главным бичом для селян является диспаритет цен. Только по этой причине хозяйства Ульяновской области ежегодно теряют десятки миллионов рублей. Если бы цены на энергоносители, топливо, технику так резко и часто не скакали, то ситуация в АПК не была бы такой критической.
Может, хватит разборок? Хватит разрушать! Может, пора консолидироваться ради созидания? Ведь Ульяновск - наша малая Родина. Нам здесь жить.
Ольга КОНОВАЛОВА.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz