Конституционный суд России во главе с Валерием Зорькиным (на снимке) принял в четверг постановление, отменяющее введенный предвыборным законодательством запрет на информацию, комментарий и оценку журналистом кандидатов в депутаты, предвыборных партийных списков и хода избирательной кампании. Здравый смысл в кои-то веки восторжествовал.
От того, что было внесено с подачи ЦИКа в законы, журналистское сообщество буквально онемело. Если в двух словах, то нам запрещалось говорить все, что может способствовать формированию позитивного или негативного отношения граждан к тому или иному кандидату. То есть СМИ приказывалось молчать. В общем-то, всем было понятно, что чиновничество пыталось тем самым оградить себя от критики. Послушные ему СМИ вовсю бы бросились его хвалить, и ничего бы ни одна избирательная комиссия этим СМИ не сделала. А вот если бы кто-то осмелился его, чиновничество, покритиковать, того сразу бы взяли за горло. Закон позволял при желании одно и то же расценивать либо как информацию, либо как агитацию.
Конституционный суд внес ясность: привлечь СМИ или журналиста за это нельзя. А если уж кому-то очень захочется, пусть доказывает в суде, что автор материала имел умысел, скажем, помочь некоему кандидату или, напротив, помешать. Журналисты, сказал суд, могут свободно анализировать и комментировать ход кампании и уж, конечно, обнародовать свое собственное мнение.
Не знаю, какова доля в произошедшем Валерия Зорькина, но его вклад в становление правового, демократического государства в России потомки когда-нибудь обязательно оценят. И его принципиальность. В 1993 году именно под его председательством Конституционный суд признал незаконным известный указ Ельцина о роспуске Верховного Совета. Много лет после этого Зорькин был рядовым членом суда. Недавно его вновь избрали председателем. И он вновь заявил, что руководствоваться будет только одним - буквой Конституции. Именно поэтому журналисты верили, что Конституционный суд их, да и все общество, имеющее право на информацию, поддержит. И не ошиблись.
Геннадий ЯКИМЧЕВ.