Георгий Бурков родился 31 мая 1933 года в Перми.
В 1952 году он поступил на юридический факультет Пермского университета, где проучился два года. Одновременно с учебой Георгий Бурков занимался в вечерней студии при Пермском драматическом театре. С 1954 года он стал профессиональным актером, работал в театре в Березняках, потом - в Пермском областном театре, в Кемеровском театре. В 1964 году режиссер Московского драматического театра имени К.С.Станиславского Б.Львов-Анохин пригласил Буркова в свою труппу. в 1970-1971 гг. - актер театра "Современник", с 1980 г. - МХАТ им. М. Горького, в 1984-1987 гг. - актер театра им. А. С. Пушкина. С 1988 г. - художественный руководитель Центра культуры им. В. М. Шукшина. Заслуженный артист РСФСР (1980 г.). Снялся в 71 фильме. Озвучивал мультфильмы "Трям, здравствуйте!", "Чебурашка идет в школу". В последние годы жизни Бурков увлекался кинорежиссурой, дебютом в новом качестве был фильм "Байка" по сценарию Нины Семеновой, в котором он сыграл и главную роль. Скончался Георгий Бурков 19 июля 1990 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
Сегодня Георгию Буркову исполнилось бы 70 лет. Он умер в 57. Актер почти не сыграл главных ролей, но персонажи его раз и навсегда запомнились публике своими коронными репликами "Я никогда не пьянею" или "Я за машину родину продал". Георгий Бурков был первым человеком, обнаружившим своего друга, Василия Шукшина, мертвым...
Пьянка чуть не испортила карьеру
К 30 годам Бурков был провинциальным актером без театрального образования, но его считали самородком.
И вот однажды о нем узнал московский режиссер Львов-Анохин и пригласил в Москву. Бурков поселился в общежитии. Но в день премьеры утром в общагу к Буркову завалился друг из Кемерова. Встречу решено было обмыть. К вечеру самородок не мог стоять на ногах. Премьеру со скандалом отменили. Взбешенный директор вывесил приказ об увольнении артиста.
Львов-Анохин уговорил директора дать парню еще один шанс. А зарплату он обязался платить из своего кармана - 100 рублей. И вот месяц спустя Бурков постучал в его кабинет, стоял с виноватым видом и мямлил: "Пятое сегодня". "Ну и что?" - не понял режиссер. "Как что? Зарплата сегодня", - печально произнес актер. Тогда режиссер спохватился, вынул кошелек и отсчитал Буркову сотню. Обоим было неловко.
Полностью отказаться от пагубной привычки Бурков так и не смог. Вот что он писал в своем дневнике: "Уже скоро месяц как меня лечат от хронического алкоголизма. Лечат все. Начиная от жены и кончая доктором К., общепризнанным авторитетом на алкогольном фронте. Ужасно хочется причислить себя к избранным, к особого рода больным. С врачами я беседую сдержанно, выгораживая себя и облагораживая свои запои".
Байки
Как-то в проливной дождь Георгий Бурков приехал к Шукшину. Ехал он до самого подъезда на такси, но, желая подчеркнуть свой подвиг, похвастался:
- Цени друзей, Василий Макарович! Видишь, я пришел к тебе, невзирая на непогоду...
- А что ж ты сухой? Как ты умудрился прийти пешком и не промокнуть? - удивился Шукшин.
- А я верткий, - ответил Бурков. - Я между каплями проскользнул...
***
Один известный и заслуженный работник кино, находясь уже в престарелом возрасте, женился на молоденькой актрисе. Случай вовсе не редкий в артистической жизни, но, тем не менее, представляя свою молоденькую жену, заслуженный работник отшучивался:
- Вот женился, но, как говорится, на появление наследников не надеюсь.
На что Георгий Бурков заметил:
- Надеяться, конечно, не нужно, но опасаться стоит!
"Он был главным в моей жизни"
Вспоминает жена Георгия Буркова Татьяна Ухарова.
- В театре имени Станиславского давно обсуждали, что Львов-Анохин берет артиста из провинции, шепелявого, но необыкновенно самобытного. В феврале 65-го я его увидела: худой, сутулый, странный, в красном свитере с белыми крапинками (мухомор!). На моем лице, кроме жалости, наверное, ничего не выразилось: готовилась увидеть этакого "картавого монстра", а тут интеллигент, похожий на библиотекаря. "Здравствуйте, я Ухарова!" Он хитровато улыбнулся: "Я Бурков. Нам завтра репетировать. Вы - Маленький Принц, я - Лис".
Любви с первого взгляда не было. Но сердце заколотилось почему-то, возникла материнская нежность, и это чувство не покидало до конца, до последних минут в больнице... Жора снимал комнату в полуразвалившемся доме на Бауманской. Когда он, очень неожиданно, предложил выйти за него замуж, я без паузы сказала: "Да". Добрые люди "поняли": "Конечно, помоги ему с пропиской. Да и жить ему негде". Но ни тем ни другим я помочь не могла: родители жили в хрущевке с маленькой сестрой. Гостями на свадьбе были два Жориных друга детства и моя подруга. Они свидетели, они же и "спонсоры", так как денег у нас не было, и не было долго: разовые (1 руб. 50 коп.) Жора получал только в "Ученике дьявола". Но было здорово странствовать по знакомым с реквизитным матрасом из "Сейлемских ведьм", ходить пешком в театр, когда нет пятаков на метро, есть вечером суп из пакета, пить дешевое вино, а главное - говорить, говорить, боже, сколько мы говорили - об искусстве, о жизни, о политике. Миша Рощин любил решать с Жорой "глобальные" проблемы. Его сразу принял, без оговорок, Женя Урбанский. Они даже были чем-то похожи, несмотря на полную противоположность с первого взгляда. Жора начал сниматься в кино. В 66-м родилась Маша, стали жить лучше. А потом наступил период, самый страшный в нашей жизни: Жора не выдержал обрушившихся на него признания и популярности. Он очень тратился на съемках - его подогревали, подливали, и закружилось... А в театре мрак: после ухода Львова-Анохина, который любил Жору, как сына, началась чехарда главных режиссеров, борьба за влияние. Помню, сидели в оркестровой яме не самые последние артисты, изображая массовку, среди них и Жора. Он был уже очень популярен, и кроме как унижением это нельзя было назвать.
Жора не вступал в партию, совершенно не умел разговаривать с официальными людьми. Хотя с ним было интересно всем - коллегам, режиссерам, рабочим сцены. Врожденная интеллигентность не позволяла ему обидеть собеседника. На творческих встречах со зрителями он не читал, не играл - он разговаривал с залом. Встреча с Шукшиным перевернула жизнь всей нашей семьи. Они сразу заговорили на понятном им одним наречии, Жора преобразился, стал много писать. Замечательные два года под названием "ВАСЯ ШУКШИН"!
В 1980-м - приглашение во МХАТ. В том же году дали заслуженного. Жора не столько радовался званию, сколько списку, в который попал. Рядом - Алла Пугачева. "Хороший список", -сказал он. За пять мхатовских лет у Жоры случилось несколько микроинфарктов. Один - наверняка после игры перед Брежневым: у того сломался слуховой аппарат, и после слов рабочего Бутузова (в "Так победим!") он громко спрашивал: "А почему все смеются? А что он сказал?". Я видела, как Жора побелел, подошел к ложе Брежнева, но аппарат так и не починили, и все повторялось снова.
Никто не понял, почему Жора ушел от Ефремова. Толчком послужила ерунда (этого и О.Н. не знал) - уважаемая актриса погрозила пальчиком: "Веди себя хорошо на гастролях, Жора, мы за тебя поручились в райкоме партии!". А он просто не поехал на эти зарубежные гастроли - и уволился. Дальше был театр Пушкина, репетиции у Дорониной, съемки... Я не занималась своей карьерой и ходила за мужем из театра в театр: он был главным в моей жизни. Жора никогда не говорил о своем здоровье, он к нам, домашним, нежно относился и, видимо, не хотел огорчать. Но стало промелькивать: "Не успею!". В последние годы он целиком ушел в Центр культуры, которому дал имя Шукшина: хотел создать там свой театр, свою театральную школу...
Жора умер от тромбоэмболии 19 июля 1990 года. В день рождения Василия Макаровича.
Мечтал сыграть Гамлета
Описание бурковского имиджа (такое слово самому Буркову очень бы не понравилось) укладывается в пару слов типа: балагур, чудик. Только что изданные в "Вагриусе" дневники Буркова "Хроника сердца" говорят о том, что ни одной секунды он не считал себя таким, каким запомнили его по кинофильмам.
Книга показала читателю Буркова, пишущего для себя. Составляющего планы на будущее - всегда несбыточные. Покорить Москву, изучить "Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Белинского, Льва Толстого и прочих классиков наших", написать "четыре цикла романов": эпопеи про себя, про Урал, про декабристов и т.д. Ни в коем случае не меньше.
В дальнейшем так будет всегда: Бурков регулярно станет давать себе задания - сделать это, написать то, сыграть великую роль, основать Настоящий Театр. Замыслы каждый раз будут великими. Некоторые фразы и мысли будут вполне достойны замыслов. Но ни один замысел не будет осуществлен.
В его дневнике читатель не найдет ни впечатлений от съемок у Рязанова, ни рассказов о забавных случаях, которыми Бурков славился среди друзей. Он считал сыгранные роли проходными и рассуждал о несыгранных (о Гамлете, например). А свои устные новеллы он не прорабатывал потому, что видел в них лишь сырье для великого романа: "Придет время, и я подробно напишу...". Он не написал.
Тромб
Была у Буркова страсть - книги. С юности читал все подряд: от античной литературы до Маркса. Пробовал и писать. Когда роли его не удовлетворяли, пробовал себя в режиссуре, сочинял прозу, пьесы.
Еще в начале 80-х он замыслил фильм о крахе Советского Союза и как-то сказал жене: "Меня, конечно, посадят в тюрьму, но потом выпустят, и я получу "Оскара".
Жил Бурков очень скромно, никого не обременяя своими проблемами. Даже став заслуженным артистом, получал за съемочный день 28 рублей, а не 56, как положено: просить или требовать денег ему было неловко.
В 1974 году Георгий Бурков и Василий Шукшин вместе снимались в фильме "Они сражались за Родину". Жили на теплоходе у станции Клетская в Волгоградской области. Как-то Василий Макарович, окуная булавку в баночку с красным гримом, стал что-то чертить ей на пачке сигарет "Шипка". "Что ты рисуешь?" - спросил Бурков. "Горы, небо, дождь, ну, в общем, похороны...", - ответил Шукшин.
На следующий день теплоход отмечал очередную государственную награду, присужденную Тихонову. Под утро, проходя мимо каюты Шукшина, Бурков заметил свет и зашел. Шукшин лежал на кровати лицом к стене. Волосы были выкрашены в белый цвет - так было специально задумано для роли.
Буркова поразила мысль, что спящий Шукшин очень похож на молодого Есенина. Но вдруг он заметил, что рука спящего неестественно скрючена на груди, а рубашка смята, как будто ее рвали. Похолодев от ужаса, Георгий Иванович вышел и долго ходил по теплоходу, не решаясь никому сказать о смерти друга.
Самого Буркова погубила вовсе не страсть к водке, как считают многие, а вторая страсть - к книгам. У Георгия Ивановича дома была большая библиотека.
В тот день он полез за книжкой, но не удержался и упал на подлокотник дивана, сломав бедро. В больнице выяснилось, что из-за перелома оторвался тромб. Артисту сделали операцию, но через три дня тромб попал в легочную артерию... Врачам так и не удалось спасти артиста.
Софья Рыжова, по материалам Интернета.