За почти пятнадцать лет существования многопартийности в России на политической сцене страны появилось и погасло много политических партий-однодневок. Кто помнит о них? Только историки и политологи. Но страсть человека к объединению и к власти неистребима. И новые партии растут как грибы после дождя, вернее перед выборами.
К началу 2003 года количество зарегистрированных в Ульяновске региональных отделений политических партий достигло 30-ти. Сотрудники Центра политологии попытались разобраться в них - кто есть кто? Начали с анализа программ и программных заявлений парламентских партий, чьи фракции представлены в Государственной Думе России. Это "Единая Россия", "Яблоко", КПРФ, ЛДПР, СПС, а также Аграрная партия и Народная партия, которые активно пытаются презентовать себя населению.
Начало всех программ, как правило, имеет социальную направленность. Любая партия обещает народу перечень определенных социальных благ, которые она непременно обеспечит, если станет правящей, то есть получит большинство голосов на выборах. Это такой своеобразный популистский набор - образование, здравоохранение, рабочие места, повышение уровня благосостояния, улучшение работы правоохранительных органов и т.д. и т.п.
Однако нас интересовало не это. Тут особых различий как раз и нет, может быть, только порядок перечисления различается. Более важно понять, за счет чего, каким образом будет достигнут "обещанный рай". Объяснить это могут ответы на два главных вопроса: кому принадлежит собственность и кому принадлежит власть?
Другими словами, перед нами старая проблема цели и средств. Цель у всех партий благая - благополучие России и населяющих ее народов, а вот как реализовать данную цель, какие методы, средства допустимы, здесь ответы разные. На практике не цель оправдывает средства, а средства характеризуют, а порой полностью извращают цель. Как собирается та или иная партия "обустраивать Россию", важнее, чем рисуемый будущий образ России.
Мы попытались построить некую схему, по горизонтали расположив основные положения партийных программ в области экономической политики, по вертикали - в области государственного строительства и развития гражданского общества и демократии.
КПРФ выступает за преобладание государственной формы собственности, жесткое государственное регулирование ценообразования, тарифов, планирование экономики, государственный контроль частного сектора. Выступает за восстановление советской демократии, особо не комментируя данный тезис. Можно трактовать и как однопартийность, и как гегемонию коммунистической партии при многопартийности, приоритет законодательной ветви власти, что можно понимать и как ликвидацию поста президента и как передачу права формирования правительства парламенту.
Социальная политика трактуется как государственный патернализм, полная опека государства над личностью, но зато готовы предоставить весь объем социальных прав, привычных по Советскому Союзу, что, конечно, при государственной собственности в принципе возможно.
Рядом с КПРФ оказалась Либерально-демократическая партия России. Жириновский в области экономики также выступает за приоритет госсобственности, защиту российского товаропроизводителя от конкуренции с импортными товарами и жесткое регулирование государством экономических процессов. В политической сфере он за унитарное государство (ликвидацию федерализма), уменьшение выборности органов власти (назначение губернаторов и мэров), возврат России к границам Российской Империи, защиту русских.
Между этими двумя партиями и центристами расположилась Аграрная партия России. Она очень близка коммунистам и жириновцам по экономическим требованиям, но в сфере сельскохозяйственного производства. Аграрная партия не касается вопросов государственного устройства, поддерживая сегодняшнее состояние мягкого авторитаризма - президентской республики и строгого следования Конституции РФ.
В центре схемы оказались две партии - "Единая Россия" и практически ее дублер "Народная партия". "Единая Россия" определяет себя опорой президентской республики, строительства правового государства с четким разделением властей, развитием федерализма (но с существенными полномочиями центра), местного самоуправления. Экономической основой государственного строя выступает рыночная многоукладная экономика с равенством всех форм собственности, но с достаточно большими полномочиями государства по регулированию экономики прежде всего через налоги, льготы, субсидии, госзаказ, но без жесткого регулирования ценообразования и тарифов. Социальная политика центристов более либеральная, подразумевает прежде всего адресную помощь нуждающимся, а не опеку всего населения страны.
Правое крыло партийной системы - "Яблоко" и СПС. Экономическая часть их программ практически совпадает, но социальная политика "Яблока" близка к социалистической, вернее - социал-демократической, а у СПС - она минимальная, только адресно и только тем, кто не в состоянии справиться со своими проблемами сам в силу объективных причин (возраст, инвалидность, сиротство). Развитие предпринимательства, создание новых рабочих мест, рост заработной платы, по мнению либералов, способны решить многие социальные проблемы без многомиллионных социальных программ государства, тем более что корыстолюбие наших чиновников известно всему миру и до конкретного нуждающегося может вообще ничего не дойти.
В России, как известно, многие процессы происходят иначе, чем в Европе. Предложенная классификация не совпадает с европейской. Либеральные партии (у нас это "Яблоко", СПС, отчасти "Единая Россия") в Европе традиционно считаются центристскими. Слева от них располагаются левые, то есть социал-демократические, социалистические и коммунистические партии, а справа - консерваторы, то есть защитники традиций государственности, религиозности, патриотизма, часто национальной самобытности.
Если подойти к нашей партийной системе с европейскими мерками, то партии выстраиваются достаточно четко по критериям идеологической ориентированности - левые, центр, правые, и ЛДПР встает на свое законное место национал-консервативной, имперской партии.
Нина ДЕРГУНОВА, директор Центра политологии, доктор политических наук.