Дизайнер Светлана Андреева считает, что женщина имеет право позволять себе все. Хотя бы в мыслях. И сама следует своему лозунгу, чем среди друзей заслужила звание "женщина-эпатаж". Она пишет стихи, курит трубку, ест только китайскими палочками, из алкоголя предпочитает коньяк. В своих коллекциях одежды прикрывает женское тело лишь прозрачным шелком, мечтает создать коллекцию для трансвеститов. При этом старается избегать даже намека на вульгарность.
- Светлана, сегодня есть зависимость красоты от количества денег?
- Деньги тут вообще ни при чем. Конечно, тренажеры, хорошая косметика, возможность отдыхать отражаются на внешности. Но главное - желание самой женщины выглядеть так, чтобы на нее оборачивались. Загнанная женщина может сетовать: неужели я об этом мечтала?! Она не мечтала, но и не прилагала никаких усилий, чтобы быть другой. Она умеет жить только в этом состоянии. Как есть люди, умеющие быть богатыми, а есть, которым это не дано, выигрыш в 20 миллионов рублей они могут спустить за несколько месяцев.
Я субъективно отношусь к красоте. Когда выбираю модели для показа, мне иногда говорят: они же страшные, как смертный грех. А для меня дурнушка, обладающая внутренней энергией, прекрасна.
- Есть женщины, которые следят за модными журналами, но однажды понимают, что всю жизнь носят не то, что хотели. Большинство одевается, как получается.
- Это серьезная беда. Но выход есть. Сейчас принято иметь своих портних, кстати, нетрудно найти и хороших. По западным меркам многие из них являются модистками. Постепенно меняется отношение к одежде. Нас в советское время приучали к тому, что нельзя выделяться, а теперь от общества коллективного мы переходим к обществу, где ценится индивидуальность. Когда вещь сшита не абстрактно и не просто на тебя, а с мыслью о тебе, она заряжена какой-то магической энергией.
- Вещи кого-то способны сделать женщиной с шармом, а кого-то - городской сумасшедшей. Вы же всегда выделяетесь своей экстравагантностью. Уверены, что вас воспринимают адекватно?
- Это меня не волнует. Некоторые меня называют сумасшедшей. Даже когда я была учительницей, меня считали чудаковатой, но предмет "эстетика", который я вела, предполагает особый стиль. Мне жалко людей, агрессивно настроенных против тех, кто на них не похож, это говорит о внутренней беде человека.
Чтобы носить экстравагантные вещи, женщина должна быть внутренне свободной, хорошей актрисой, держать тот образ, который нужен в зависимости от ситуации. Если происходит нестыковка одежды и внутреннего состояния, тогда уж и до городской сумасшедшей недалеко.
- Тернист был путь от учительницы до дизайнера одежды?
- По профессии я учитель математики, закончила пединститут. Очень благодарна своим преподавателям - привитое ими логическое мышление мне очень помогает. Я всегда рисовала, шила. Когда познакомилась с модельерами Ларисой Семеновой, Натальей Олейник, не задумываясь, пошла учиться на дизайнерское отделение училища культуры. Созданная с Ольгой Жеребцовой фольклорная коллекция "Кострома" положила начало карьере модельера.
- Ваши правила стильности?
- Понятие моды сейчас допускает сочетание несочетаемого, но я достаточно консервативна. Есть годами выверенное правило, когда одежду подбирают по типу: зима, весна, лето, осень - каждой женщине присуща определенная цветовая гамма. Если человек сомневается в своем вкусе, не нужно экспериментировать с яркими цветами. Есть цвета, которые сами по себе элегантны - это все оттенки серого. Элементарный вариант - выбор одежды под цвет глаз. Есть французское правило для вечернего платья: если платье декольтированное, оно должно быть длинным. Если оно короткое, то без глубокого выреза. Существуют определенные правила для социальных слоев, профессий. Есть критерии для делового, творческого стиля. Сегодня очень забавно смотреть на бизнес-леди, их одежда больше напоминает кич. Меня пригласили проконсультировать сотрудниц одной фирмы по деловому стилю одежды. Сам босс сидел в шортах и желтой майке. Но ему хотелось подтянуть своих сотрудниц, увидев которых, я поняла: на работу они ходят очаровывать ногами и плечами. Я им рассказала даже не о настоящих правилах - они очень четкие, а приблизительно, как должно быть. У дам стали очень напряженные лица. Как потом мне передали, барышни очень веселились по этому поводу. Нам еще только предстоит постигать культуру одежды.
Алсу ИДРИСОВА.