А потом взорвал полицию,
или В защиту плохого американского кино
Несколько месяцев назад в крупном областном городе местный журналист, большой эстет, брал у меня интервью для газеты. И вот он спрашивает, какой фильм я считаю сейчас самым важным для России. А я отвечаю - :Рембо:.
Потрясенный коллега даже заикаться стал. Как? Это же коммерческое кино, боевик для плебса, культ насилия! А я ему - брось, приятель, эти штампы. :Рембо: - просто сказка, фильм-притча. В фольгу жестокой романтики в нем умело упакована очень даже чудесная мораль.
У собеседника аж глаза на лоб:
- Какая же в нем мораль?
- Мораль в нем очень высокая, - отвечаю, - фильм :Рембо: воспевает не насилие, а права человека. Сюжет напомнить? Демобилизованный солдат Рембо приезжает к другу в маленький городок. Узнает, что его друг умер, уходит из городка, а по пути заходит в кафе, чтобы поесть - и сталкивается с шерифом. А шерифу лицо Рембо не нравится. Он увозит парня на окраину, высаживает и объясняет: :Иди жрать в другой город, потому что мне ты не нравишься:. И уезжает. И вот Рембо стоит думает и поворачивает обратно в этот самый городок. И снова шериф его замечает, и снова отвозит за город, и снова увещевает - не шали, здесь я хозяин. А Рембо, подумав, снова идет в городок. И вот тогда его хватают, везут в ихнюю ментовку и начинают мутузить по полной - ну надоел! Рембо все терпит. Но полицейские хотят на него надеть наручники - и вот тут-то Рембо возмущается... А что дальше, все знают: Рембо никому жалоб не пишет, а просто мочит полицейских по-путински, в сортире, потом мочит спецназ, а потом вообще взрывает и полицию, и весь городок этот поганый, и...
И что дальше? Дальше Рембо становится национальным героем, символом всей Америки! С какой стати, почему? А потому, что он не мстит за поруганную честь невесты или за украденные деньги, а просто защищает свое достоинство, свои права человека и гражданина - и, в частности, право завтракать в собственной стране там, где ему хочется...
- Так что же, - напустился на меня коллега, - по-твоему, нужно разрешить всем обиженным дембелям милицию сжигать?
- Нет, - ответил я, - на крайностях не настаиваю. Я говорю о том, во-первых, что нарушать конституционные права человека нехорошо и опасно. Во-вторых, напоминаю о законах искусства - они не вписываются в законы жизни прямо, они пересекают реальность косой чертой, как проспект Мира пересекает пол-Москвы! А в-третьих, спрашиваю: можешь ли ты себе представить, чтобы наш режиссер снял что-то подобное в России? Представь сюжет фильма :Русский Рембо:: дембелю Иванову начальник милиции города Тетюши приказал: :Выйди из города:. А солдат Иванов вдруг обиделся, стал права качать, всю милицию замочил - и стал национальным героем России! Можешь ты такое представить?!
- Трезвым не могу! - оживился, наконец, мой коллега-эстет. - Режиссера наши менты тут же уроют, фильм - на полку, никакая общественность не защитит. Но чего рыпаться? Когда-нибудь все само образуется. Помнишь старую советскую мудрость? :Сидишь в дерьме - не чирикай!:. Для спокойной жизни главное - не отсвечивать. А права у нас есть, наши вечные права, еще Салтыков-Щедрин о них писал: :терпеть и годить:. Только раньше мы горбатились на коммунистов, а теперь - на олигархов. Ты опроси тысячу прохожих на улице - нужны им гражданские права? Им зарплата нужна чуть побольше да водка чуть подешевле.
- В том-то и дело, что у бесправных людей зарплата всегда маленькая, а водка - дорогая. Гражданские права - основа осмысленной жизни человека и общества. И я считаю, что главное право человека есть право защищать свои права, причем любым путем, даже таким, как защищал их Рембо! Как в американском Билле о правах граждане США имеют право свергнуть неугодное им правительство, если оно их достало - и не отвечать за это в уголовном порядке. Гордые люди!
Мой собеседник усмехнулся.
- Подумаешь, у нас тоже есть гордость. Это ведь наш Сатин в пьесе :На дне: сказал: :Человек - это звучит гордо!: Сказал - и немедленно выпил.
Он еще раз усмехнулся и побежал расшифровывать интервью. А я, оставшись в гостинице, принялся думать: прав мой собеседник или нет? И решил, что в главном, наверное, нет - ведь сумели в августе девяносто первого не супермены, а самые рядовые россияне скинуть обрыдлую диктатуру, которая семьдесят лет держала нас за горло! Сумели сделать Россию демократической! И все-таки...
И все-таки, почему нынче в свободной стране, где мы сами выбираем власть от мэра до президента, мы боимся маленького чиновника, участкового милиционера, даже управдома? Почему нужен Рембо, американский дембель, чтобы мы вспомнили о наших собственных, неотъемлемых, в Конституцию записанных правах? Есть, о чем подумать...
Олег Осетинский, публицист, г.Москва.