UCOZ Реклама

Свежий номер...

Вторник 17 июня 2003 года №86



Коммунальный кризис вне очереди


Полторы недели назад наше Законодательное Собрание провело внеочередное заседание, посвященное жилищно-коммунальному хозяйству области и его подготовке к зиме.
Весной или летом такие заседания проходят намного спокойнее, чем в холодные месяцы года: на улице тепло как-никак. И хотя все помнят, когда надо готовить сани, отсутствие цейтнота непроизвольно смягчает обстановку, несмотря на отсутствие у населения некоторых удобств. Взглянем и мы без суеты на вечно внеочередную проблему.
Когда и почем?
Если отбросить ворох нюансов, то подобные заседания по ЖКХ проводятся, наверное, ради двух вопросов. Когда будет горячая вода (холодная вода, нормальное энергоснабжение и т.п.), будет ли тепло зимой? И - почем? Скажем сразу: на первую часть вопросов четких ответов в Собрании не прозвучало. Обладминистрацией названы лишь суммы денег, необходимые для этого. Для подачи горячей воды, например, требуется погасить текущие платежи перед ОАО "Ульяновскэнерго" в размере 244,5 млн руб. Задолженность МП "УльГЭС" в сумме 110 млн руб. мешает наладить нормальное электрообеспечение Ульяновска - с освещенными улицами, включенными светофорами. На подготовку муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства области к отопительному сезону нужно потратить 306 млн руб. Эти данные представил вице-губернатор Александр Бударин. Наверное, для полного спокойствия на коммунальном фронте денег требуется еще больше.
Где их взять, если в казне не хватает? Основных возможных источников, на наш взгляд, немного: перераспределить средства имеющегося бюджета, просить помощи в Москве, увеличить собираемость налогов, а еще лучше - оживить промышленность (которая эти налоги платит), и, наконец, самое безотказное - поднять коммунальные тарифы для населения.
Тариф содрать легче налога
Увеличить тарифы власти, кажется, готовы всегда. Вот и на заседании ЗС Бударин обмолвился, что без этого, вероятно, не обойтись. Чтобы рассчитывать на федеральную помощь, надо, мол, довести уровень тарифов для населения хотя бы до 62,5 процента от себестоимости услуг. Выходит, опять не дотягиваем. Тогда возникает закономерный вопрос: как обуздать пресловутую себестоимость? Монополисты вроде поставщиков теплоэнергоресурсов могут подстегивать ее вечно, ссылаясь на всякие объективные причины. Даже в России, богатой углеводородным сырьем. И еще: когда рост тарифов приведет, наконец, к повышению качества услуг, а не наоборот?
Об улучшении собираемости налогов в казну речь в последнее время, в отличие от тарифов, почти не заходит, хотя все, победившие на выборах, обещали это. Что, власти опустили руки перед проблемой? Вдохнуть энергию в умирающие заводы и фабрики, сделать прибыльным сельское хозяйство, чтобы они щедро пополняли казну, тоже не получается. А здоровая экономика - главный источник благополучия. Генеральный директор пивоваренной компании "Витязь", депутат Анатолий Литвинов сказал, что власти не принимают эффективных мер по подъему промышленности в нашей области: "Витязю", например, целый год пришлось оформлять документы на производство местной минеральной воды. Коллегу, правда, поддел депутат Игорь Селиверстов:
- Анатолий Алексеевич, непосредственной работой с предприятиями занимается исполнительная власть. А вы как раз вместе с губернатором Шамановым входите в одну партию - "Единая Россия".
То, что с активно работающим реальным сектором экономики всем будет теплее и светлее - очевидно. Даже сегодняшняя задыхающаяся промышленность, по словам Бударина, давно вышла на стопроцентные платежи энергетикам (провальный I квартал 2003 года - не в счет), то же самое можно сказать об электросвязи, о лесном хозяйстве, приближаются к этому рубежу сельхозпроизводители.
"Валерьянка" из правительства
Просить помощи в Москве одновременно и легко, и трудно. Сейчас в правительстве РФ находится, как мы уже сообщали, очередное письмо с просьбой выделить дополнительно Ульяновской области 300 млн руб. на погашение долгов по ЖКХ и подготовку к отопительному сезону. В то же время недавно в Ульяновск пришел ответ из Минфина РФ на обращение депутатов ЗС о помощи из федерального бюджета для восстановления нормального энергоснабжения в области. Замминистра финансов Петров успокаивает нас тем, что РАО "ЕЭС России" предоставит ульяновским бюджетникам 15-летнюю рассрочку для ликвидации задолженности за тепловую и электроэнергию, накопившуюся до 2002 года. Что ульяновской обладминистрации систематически оказывается федеральная помощь (целевые трансферты) - на 8 мая 2003 года она составила 874,3 млн руб. Что в январе-мае нам выделялись бюджетные ссуды в размере 120 млн руб., и хотя по ссудам, выделенным до 2003 года, область задолжала уже больше миллиарда рублей, срок возврата ей продлен до 1 ноября 2003 года.
Все это уже принесло какой-то эффект и грядущей подготовке к зиме способствует косвенно. Новые экстренные вливания в неблагополучные регионы центр делает, как правило, на пороге холодов, не дождавшись иного выхода. Губернаторам, естественно, приходится чем-то поступаться.
Перекроите все иначе...
Остается последнее - пересмотреть расходные статьи облбюджета. Много не наскребешь, но некоторые дыры заткнуть можно. Структуру нынешнего бюджета критиковали часто, отдельные ошибки признает в последнее время даже обладминистрация, хотя по-прежему считает бюджет-2003 социально направленным. ЗС тоже в первую очередь рекомендовало губернатору и главам муниципальных образований срочно внести поправки в свои бюджеты, чтобы направить деньги на коммуналку и частично снять проблемы. А сложившуюся ситуацию в ЖКХ области Собрание признало кризисной.
- Зато многие главы районов съездили в Париж за опытом. А теперь впору топор брать - и за дровами! - негодовал депутат-коммунист Виктор Оськин.
Юрий Орлов сказал, что в кризисной ситуации нужны и кризисные меры. Однако их так и не сформулировали. Депутат Олег Горячев посчитал, что ЗС вообще собиралось на внеочередную сессию бесполезно. Возможно, так и есть.
Владимир ПУГАЧЕВ.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz