Сегодня - 60-я годовщина начала одной из самых крупных битв мировой истории - битвы на Курской дуге. Ефим Владимирович Коников, проживающий ныне в Ульяновске, был ее участником. В ходе боев под Курском он получил тяжелое ранение и после семи месяцев госпиталей был демобилизован.
На "гражданке" стал историком, кандидатом наук. Много лет преподавал в сельхозинституте и политехническом. И размышлял о войне. Вот что он вспоминает, в частности, о Курской битве.
Жажда реванша
5 июля 1943 года. Утреннюю тишину в степи севернее Курска взорвал шквал артиллерийского огня. Этот день остался навсегда в памяти сплошным гулом рвущихся снарядов, резким свистом мин, скрежетом танков, шумом авиационных моторов...
На советско-германском фронте началось одно из крупнейших сражений второй мировой войны - Курская битва. Позади уже были победа Советской Армии под Сталинградом, прорыв Ленинградской блокады, разгром фашистских войск на Северном Кавказе и Кубани. Но враг был еще силен и жаждал реванша за поражение на Волге. Сходящимися ударами с севера и юга на Курск он рассчитывал окружить 2 млн советских солдат и офицеров.
Основной удар немецко-фашистское командование готовилось нанести на северном фасе протяженностью в 40 км - на Центральный фронт (командующий генерал армии Рокоссовский), с юга, от Белгорода, на участке в 80 км - на Воронежский фронт (командующий генерал армии Ватутин).
Для наступления было сосредоточено 50 дивизий (в т.ч. 16 танковых и моторизованных), 900 тыс.солдат и офицеров, 10 тыс.орудий и минометов, 2700 танков и штурмовых орудий, свыше 2 тыс.самолетов. На флангах находилось еще 20 дивизий.
В войсках Воронежского и Центрального фронтов было свыше 1300 тыс.человек, 20 тыс.орудий и минометов, около 3600 танков и самоходных орудий, свыше 2800 самолетов.
Разведка предупредила
Советское командование знало о планах гитлеровцев. Об этом сообщал знаменитый разведчик Н.И.Кузнецов, поступали сведения по другим каналам, в т.ч. из Ставки Гитлера. 2 июля командование Центрального и Воронежского фронтов получило телеграммы советского Верховного Главнокомандующего о наступлении фашистской армии 3-6 июля. Было чрезвычайно важно установить день и час наступления. Выполнение этой задачи поручили разведчикам 15-й стрелковой дивизии (СД) 13-й армии.
4 июля в дивизию прибыл Рокоссовский. Начальнику разведки капитану Савинову и командиру разведроты капитану Колесову было приказано в ночь на 5-е июля организовать захват "языка". Схваченный ефрейтор-сапер показал, что наступление начнется в 3 часа утра. Артиллеристы получили приказ нанести контрартиллерийский удар по войскам 9-й немецкой армии, сосредоточенным для наступления.
Основной удар утром немцы нанесли в направлении на Ольховатку на северном фасе, в полосе обороны 15-й СД. В ее 203-м артполку служил командиром взвода управления батареи автор этих строк.
Весь световой день более 100 тыс. фашистских солдат, более 500 танков пытались прорвать оборону 13-й армии. Успеха не добились. Вклинились лишь на 10-12 км. Пехота мужественно защищала линию обороны. Артиллерия 13-й армии выпустила по врагу за день 100 тыс. снарядов. В сражение были введены крупные силы советских танков. Штурмовики "ИЛ-2" бомбили и обстреливали ближайшие тылы противника.
Понеся огромные потери, в т.ч. 2/3 танков, 9-я немецкая армия 10 июля перешла к обороне. Впервые после начала войны ударная мощь наступления не принесла успеха.
Курская битва длилась полтора месяца - с 5 июля по 23 августа. В 50-дневном сражении было разгромлено 30 немецких дивизий, в том числе 7 танковых. Противник потерял свыше 500 тыс.человек, много техники, но ничего не добился.
Эта битва сорвала последнее крупное наступление немецко-фашистских войск на советско-германском фронте.
Почему победили
После войны, став историком-исследователем, я много думал над причинами победы в этом величайшем сражении. Почему германская армия потерпела поражение? Не было зимы, как под Москвой в 1941 г. Германские генералы не разучились командовать, солдаты сражались с прежним упорством. У противника не стало меньше опыта, было достаточно вооружения, в том числе новые танки и самоходные орудия. Место наступления было выбрано правильно. По насыщенности огневыми средствами и техникой эта наступательная операция противника не знала себе равных. Под Киевом, Смоленском, Ростовом, Харьковом на 1 км фронта действовало 18 вражеских танков, под Москвой и Тулой - 15. На Курской дуге, на направлении главного удара, на 1 км фронта использовалось 30-40 танков и больше.
О Курской битве написано немало. Она и сегодня представляет интерес для исследователей. Продолжаются попытки объяснить нашу победу излишними потерями, просчетами немецкого командования. Но ведь наша армия к лету 1943 года стала другой. Пришло умение, уверенность, опыт. Были перевес в силах и крупные резервы. Армия имела отличные танки и самолеты, хватало снарядов. Восемь оборонительных рубежей глубиной до 300 км защищали советскую оборону на Курской дуге. Подступы к ней были тщательно заминированы. На танкоопасных направлениях были в засадах мобильные противотанковые группы. На линиях обороны ждали врага прославленные сталинградские дивизии. Все это и дало основание Жукову предложить Сталину единственно правильное решение. 8 апреля 1943 г. он написал Верховному Главнокомандующему с Воронежского фронта: "Переход наших войск в наступление в ближайшие дни считаю нецелесообразным. Лучше будет, если измотаем противника на нашей обороне, выбьем его танки, затем, введя свежие резервы переходом в общее наступление, окончательно добьем основную группировку противника". Сталин медлил с принятием решения. Боялся, что войска не выдержат удара немцев. Но 12 апреля план Жукова был принят.
Идут годы. Все меньше остается участников войны. И тем, кто погиб, защищая Родину, и ушедшим из жизни потом солдатам ВОВ, и ныне живущим нужно, чтобы о них помнили, о каждом писали правду, и о войне в целом.
Есть любители смаковать поражения первого периода войны. Представлять солдат жалкими, брошенными, которым ничего не оставалось, как сдаваться в плен. Да, было много ошибок, просчетов. Они дорого стоили армии, народу, стране. Ведь к осени 1942 г. немецкая армия захватила шесть союзных республик, значительную территорию России. Но те, кто дрался в окружении под Минском, Уманью, Киевом, Вязьмой, Новгородом, Харьковом, кто защищал Одессу и Севастополь, громил врага под Москвой и Ленинградом, на Волге, перевалах Главного Кавказского хребта, своей жизнью и смертью готовили условия для перелома в войне.
Пишите правду
В победу под Курском внес большой вклад патриотизм народа. Советская система в дальнейшем окажется несостоятельной, потребуются коренные реформы. Но в то время в мире не было других сил, которые смогли бы остановить страшного и сильного врага. Мы помним о храбрых солдатах, но забываем о том, что им нужны были компетентные, умелые руководители.
Да, велик был труд мужчин, женщин, детей, рабочих и колхозников, ученых, создателей новой техники. Но при этом мы боимся, видимо, сказать, что плодотворную работу тыла возглавляли советские и партийные органы, директора заводов, председатели колхозов, министры. Без компетентного руководства в тылу не было бы победы.
После Курской битвы до конца войны оставалось еще почти два года. Немецко-фашистская армия яростно сопротивлялась до ее полного разгрома. Сотни тысяч вражеских солдат уже после Сталинграда попали в окружение под Корсунь-Шевченковским, Минском, Бобруйском, Витебском, в результате Яссо-Кишиневской наступательной операции в Крыму, на побережье Балтики. Было окружено и уничтожено более 110 дивизий врага.
О главных сражениях писали и будут писать. Чрезвычайный интерес здесь проявляют немецкие историки. Конечно, это закономерно. Немецкий журнал "Шпигель" в начале 2003 года опубликовал интересный материал о Сталинградской битве. Признают мужество и подвиг советских солдат. Пишется о лишениях солдат вермахта в окружении, о героизме их, о жестокости и немцев, и русских. Но делается в равной мере попытка представить обе армии с одинаковых позиций. Обе, мол, терпели. Такой подход может вызвать только уважение. А молодое поколение немцев должно знать, по чьей вине их деды оказались на берегах Волги, сколько советских людей погубили на этом пути. Ведь около 30 млн стали жертвами в той войне.
...После победы в франко-прусской войне 1870-1871 гг. начальник Генерального штаба прусской армии генерал-фельдмаршал Мольтке пригласил историков и журналистов.
- Господин фельдмаршал. Посоветуйте, как правдиво написать историю победоносной войны? - спросил один из них.
- Пишите правду, господа, - ответил начальник генштаба. - Правду, но не всю правду.
Не следуйте этому совету, господа российские историки, писатели, журналисты, политики. Пишите всю правду.