UCOZ Реклама

Свежий номер...

Четверг 3 июля 2003 года №95



Дурдом вокруг психиатрии


Люди с психическими расстройствами не получают в Ульяновской области качественной помощи, гарантированной законом. На каждого больного психбольницы им.Карамзина, например, из текущего облбюджета выделено (на медикаменты) только по 21,8 рубля в месяц. Зато упечь в психиатрическое учреждение можно почти любого, если очень захотеть. Таковы итоги прокурорской проверки исполнения законодательства РФ о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании.
Облпрокуратура выявила, что многочисленные нарушения в организации психиатрической помощи допускаются как органами областной и муниципальной власти, здравоохранения, соцобеспечения, образования, так и учреждениями психиатрической службы. Это при том, что в России теперь есть специальный закон, регламентирующий помощь гражданам, страдающим психическими расстройствами. Но, видимо, в стране, где плохо живется и нормальным-то людям, не до убогих.
О недофинансировании психбольниц и интернатов было сказано выше. Прокуратура также выяснила, что в ряде учреждений с психбольными работали врачи-психиатры без подтверждения своей квалификации. А порой к оказанию психиатрической помощи привлекались совсем другие специалисты и средний медперсонал, не прошедший спецподготовки. Так, в Базарносызганской центральной райбольнице психиатрическую помощь оказывал врач-инфекционист, в Майнской - на полставки медсестра. В последнее время психическими расстройствами часто страдают дети. Но специальные коррекционные классы для таких ребят создаются, по данным прокуратуры, далеко не во всех районах. 14 несовершеннолетних с психическими отклонениями обучались в минувшем году в Новочеремшанской средней школе. Учились вместе с обычными ребятишками, не получали должного внимания и в итоге подолгу не ходили в школу, чувствуя дискомфорт.
Гарантии прав граждан при оказании психиатрической помощи в медучреждениях тоже часто не соблюдаются. Прокурорская проверка выявила такое широко распространенное нарушение, как лечение без письменного согласия психбольных или их законных представителей. Зачастую больным либо их родственникам не предоставлялась в доступной форме информация о характере психического расстройства, методах и продолжительности лечения, возможном риске, побочных эффектах и ожидаемых результатах. В медицинских картах отсутствовали данные о согласии обследуемых на проведение освидетельствования для определения, страдает ли человек психическим заболеванием. Решение о диспансерном наблюдении за хроническим больным, подверженным частым обострениям, должно приниматься комиссией врачей-психиатров. Однако в некоторых районах (Чердаклы, Вешкайма) это правило не соблюдалось, и людей ставили на диспансерный учет необоснованно - делает вывод прокуратура. Нарушались порядок и сроки освидетельствования недееспособных лиц, помещенных в психбольницу по просьбе их законных представителей. В марте, например, недееспособный С. попал в стационар Димитровградского психдиспансера по заявлению своего опекуна, но несколько суток подряд осматривался лишь психотерапевтом, хотя закон требует решения комиссии насчет обоснованности госпитализации.
Облпрокуратура также считает, что администрация "Карамзинки" неправомерно использовала пенсии больных, находящихся на стационарном лечении. В психбольнице ведь лежат и дееспособные (в юридическом смысле) пациенты. Прокуратура установила, что администрация медучреждения, получая по доверенности пенсии 108 дееспособных больных, зачисляла их на свой расчетный счет и, вопреки интересам пациентов, не раз использовала деньги на нужды больницы. У прокуроров вызвало сомнение, что больные, находящиеся в лечебнице в период обострения и под воздействием медикаментов, до конца понимают свои действия, разрешая больнице истратить часть пенсии на нужды какого-то отделения. В конце прошлого года из кассы больницы была получена пенсия в сумме 10 тыс. руб. 70-летней больной Ц. В нарушение Гражданского кодекса без доверенности деньги больной были потрачены на покупку цветного телевизора "LG", чайников, обоев, двадцати ночных сорочек и шести матрацев. Все оприходовано на склад больницы. А проверка установила, что старушка Ц. страдает параноидной шизофренией, подвержена апатии и практически слепа (катаракта обоих глаз). И такие случаи не единичны. Понятно, что психбольнице не хватает средств, финансирование скудно, но нельзя же плевать на закон.
Прокуратура направила в суд несколько исков в защиту прав пациентов "Карамзинки" о признании покупок дорогостоящих вещей на деньги этих больных недействительными. Кроме того, по результатам проверки возбуждено два дела об административных нарушениях и внесено 30 прокурорских представлений в адрес руководителей. Любая проверка захватывает лишь часть деятельности структуры. Что творится в глубинах сети психиатрической службы, остается догадываться.
Владимир ПУГАЧЕВ.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz