UCOZ Реклама

Свежий номер...

Вторник 1 июля 2003 года №94



Куда бежать за страховкой?


Сегодня вступил в силу закон о так называемой автогражданке - страховании ответственности владельцев транспортных средств. Касается закон десятков миллионов жителей России, поскольку, не имея этого страхового полиса, человек на автомобиле не проедет и метра. Но вопросов с автогражданкой по-прежнему масса. На прошлой неделе "Российская газета" собирала у себя экспертов, среди которых был и ген.директор "Российского союза автостраховщиков" Андрей Слепнев. Предлагаем читателям "СК" первую часть пояснений, которые давали на эту тему эксперты.
Уже с 1 июля начнется выдача обязательных полисов. Страховщики рассчитывают, что к этой дате будет изготовлено семь с половиной миллионов полисов. Этого должно хватить на первое время. Понятно, что с первого июля желающих застраховаться будет немного. Ведь штрафовать за эксплуатацию машины без заветной бумажки до первого января не будут. Так что до конца года сие обязательное нововведение останется в рамках добровольного. Зато есть другие неприятности. Пройти техосмотр или совершить какие-либо регистрационные действия без обязательного полиса уже будет невозможно.
- А сегодня резко увеличилось количество народа, которое прошло техосмотр, по сравнению с прошлым годом?
- Во всяком случае увеличилось количество желающих пройти техосмотр. Вал желающих застраховаться возникнет после первого января 2004 года, когда будет введена ответственность за управление транспортным средством лицом, которое свою ответственность не застраховало. Штраф за это составит 500-800 рублей. А это для нашего водителя немало.
Есть еще административный кодекс, в котором прописано, что транспортное средство будет подвергаться задержанию при отсутствии обязательного страхования, талона техосмотра. Но это тоже водителям пока не грозит. Постановление правительства о задержании транспортных средств еще не утверждено.
За что вас могут задержать?
Полис обязательного страхования должен помещаться на лобовом стекле вашей машины, как и талон техосмотра. Еще раз повторимся: до первого января, если у вас нет этого документа, штрафовать вас не будут. Но могут остановить, спросить о его наличии или отсутствии, сделать замечание, посоветовать как можно скорее его оформить. А с нового года, как в рекламе: не застраховался - ездить нормально не можешь.
Добровольное - не значит обязательное
Один из основных вопросов: что делать тем, кто уже застраховался? Будет ли засчитываться полис добровольного страхования АГО с момента вступления в силу нового закона?
- К сожалению, нет. Обязательный - так обязательный. Но что же делать добровольцам? В большинстве случаев, по мнению Андрея Слепнева, страховые компании пойдут навстречу автовладельцам: добровольные полисы попросту переоформят на обязательные. Но, если компания не удостоилась чести заниматься обязательным страхованием, у автолюбителей есть еще один ход: разорвать договор с компанией. При этом часть неиспользованных средств должна быть возвращена. А уже потом заключить новый договор, но на обязательной основе.
По Закону лимит покрытия "автогражданки" невелик: 240 тысяч рублей по здоровью (это если пострадавших несколько) и 160 тысяч рублей по "железу" (в том же случае). За повреждение имущества одного человека выплатят не более 120 тысяч рублей. То есть порядка четырех тысяч долларов. Самое ходовое покрытие при добровольном страховании было 10 тысяч долларов. Если вы рассчитываете на прежние лимиты, никто не запрещает вам "достраховаться". К обязательной страховке вы можете докупить и полис добровольного страхования.
Ваша сумма истекла...
За свой обязательный тариф (1980 руб. умноженные на коэффициенты) в год вы можете рассчитывать на выплату ущерба третьим лицам в пределах суммы, обозначенной законом (400 тысяч рублей со всеми условиями), за каждую аварию. Даже если у вас 25-й случай ДТП в месяц - ущерб пострадавшему оплатит страховая компания. Но вам подобная езда откликнется на следующий год: тариф возрастет многократно.
Компаний много - я один...
Где найти компанию, которая занимается обязательным страхованием? Где купить такой полис?
По утверждению А. Слепнева, легче сказать, где его нельзя будет купить. Однозначно не стоит его покупать там, где вы проходите техосмотр, не стоит приобретать его и в отделении милиции. Это противозаконно.
Эксперт Владимир Кузин с ним согласен: "Есть статья 22, которая запрещает нахождение представителя страховой компании и оказание рекламных услуг на территории и в помещениях органов государственной власти. Поэтому на территориях подразделений Госавтоинспекции никаких страховых организаций не будет. Как они будут стоять: просто под зонтиком на улице либо будут установлены палатки - это дело страховщиков. Это не наши вопросы. Мы будем представлять списки всех страховых компаний, которые являются членами РСА и имеют лицензию, а местные органы уже будут указывать адрес компании".
Впрочем, по Москве это не будет актуальной проблемой: скорее всего, страховые агенты будут толкаться вокруг всех регистрационных пунктов ГИБДД.
- Есть ли регионы, где нет страховых компаний?
- Нет таких регионов. Даже в Чечне есть свои страховщики. У нас даже есть заявление одной очень крупной компании о том, что она одна на сегодня может закрыть всю Россию.
- А если человек в деревне живет? Ему в райцентр нужно будет ехать страховаться?
- Он техосмотр где проходит? Первые полгода все будет происходить вокруг пунктов ГАИ. Человек придет ставить машину на учет, ему скажут: давай полис. Он спросит, где его купить, и должен получить ответ на этот вопрос.
Полисы продают непосредственно страховые компании, агенты, брокеры и т.д. При желании полис можно купить и через Интернет. Главное - убедиться, что компания, в нем указанная, имеет право на оказание подобных услуг. В противном случае можно остаться ни с чем. Такая компания должна быть членом Российского союза автостраховщиков и иметь соответствующую лицензию.
Сколько вас, за рулем?
Вопрос о том, как быть, если машина, скажем, зарегистрирована на отца, вожу я, но иногда жена, - один из стандартных. Есть, конечно, и более тяжелые случаи. Еще один стандартный вопрос: надо ли предъявлять машину, чтобы ее застраховать?
Не надо предъявлять машину, достаточно вашего паспорта и техпаспорта авто. Более того, для того чтобы застраховать свою ответственность, вам не нужны даже права. Но если вашу машину водят несколько человек, то в полисе нужно указывать и их. Если вы не знаете заранее, кто будет допущен до руля вашего авто, можно завести полис "без ограничения". Это, правда, обойдется дороже: стоимость полиса нужно умножить на коэффициент 1,5. В случае если один из водителей младше, например, 20 лет, или стаж вождения у него младше двух лет, действует следующее правило: при допуске к управлению нескольких водителей используется максимальный коэффициент.
А льготы могут быть возможны
Впрочем, у каждого застрахованного есть возможность облегчить свое бремя выплат. В Законе предусмотрены скидки за каждый безаварийный год - это пять процентов от взноса. Через десять лет безаварийной езды страховка обойдется в два раза дешевле. Также предусмотрены сезонные скидки. То есть если вы используете автомобиль не круглый год - например, только шесть, семь, восемь, девять, десять, одиннадцать месяцев в году. Скажем, если вы используете автомобиль шесть месяцев, вам полагается скидка 40 процентов от величины взноса. Однако в полисе указаны сроки эксплуатации автомобиля. И если вы решили выехать в неурочное время, это может вам дорого обойтись.
Авария! Что делать?
При аварии в первую очередь необходимо вызвать на место происшествия милицию. В России пока не столь большая разница в тарифах при ДТП и без него, чтобы скрывать сей факт. Сведения о ДТП должны быть зафиксированы в протоколе. Также в обязательном порядке нужно заполнить извещение о ДТП, которые вам обязан выдать страховщик при заключении договора о страховании. Извещения о ДТП передаются в страховые компании участников ДТП. Если виновник вы - сразу сообщите об этом в свою страховую компанию. Поскольку не всегда сразу ясно, кто виновник, сообщить в свою компанию следует в любом случае. Другие участники ДТП обязаны сообщить вам, в каких компаниях застрахована их ответственность. На всякий случай вам надо поставить в известность и эти компании.
Мелкое происшествие на дороге без ущерба здоровью, предполагается, можно будет разрешить на месте, не дожидаясь инспектора ГИБДД. Вместе с полисом страхователю должны выдаваться специальные извещения о ДТП, которые впоследствии представляются в страховую компанию. Затем пострадавший предъявляет этот документ страховщику вместе с автомобилем для экспертизы. Все остальное - дело страховой компании. Кстати, на техническую экспертизу отведено пять суток, а на вынесение решения страховщиком - 15.
(Окончание в следующем номере.)


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz