В Ульяновске стало еще одним памятником меньше. До сих пор в этом процессе участвовали лишь вандалы, а теперь приложили руку и чиновники. На этот раз свой город покинул бронзовый Иван Александрович Гончаров, теперь его адрес - улица Гончарова, Димитровград.
За соседей можно только порадоваться, что совершенно бесплатно и без всяких усилий получили замечательное произведение искусства. Для наших же горожан это событие - очередной повод задуматься, что культурное пространство города продолжает сокращаться, как шагреневая кожа.
О скульптуре Гончарова вдруг все разом вспомнили года полтора назад, ее незавидная судьба обсуждалась не только в прессе, но и в Законодательном Собрании. Пятитонный пямятник десятилетиями стоял во дворе Краеведческого музея, он заслуживал лучшей участи. Однако пока наши работники культуры охали, димитровградцы взяли инициативу в свои руки и написали прошение в администрацию области, что для скульптуры могут предоставить более достойное место, чем задворки музея. Кто-то из областных чиновников проникся сочувствием и пошел навстречу димитровградцам. А начальник Управления по делам культуры и искусства Нелли Фадеева завизировала роскошный дар.
Порыв вытащить скульптуру в народ, украсить ею улицу города, неважно какого, можно было бы только приветствовать, если бы не одно "но". По словам заместителя начальника Управления по делам культуры и искусства Маргариты Ждановой, с переездом пямятника померкла мечта ульяновских научных сотрудников расширить музей Гончарова. В доме классика должны были появиться кинозал, лекционные аудитории, новые экспозиционные залы. Писатель, как подобает хозяину дома, встречал бы гостей в вестибюле второго этажа, который со временем должна была освободить вечерняя школа рабочей молодежи. Именно с таким прицелом и был изготовлен памятник: Иван Александрович сидит в кресле в домашнем халате, тапочках, с книгой в руках. Камерный сюжет для музейного зала, но никак не украшение улицы. Скульптура была отлита в Мытищах по эскизу московского художника Игоря Замедянского. Местные скульпторы были единодушны во мнении (явление весьма редкое), что памятник - высочайшее произведение искусства.
К сожалению, план расширения музея, задуманный еще во времена Геннадия Колбина, не был реализован. Переселение школы оказалось делом непростым. Куда проще переместить памятник. А мечта - вещь эфемерная, чиновники ее никогда всерьез не воспринимали.
На фоне щедрых жестов Управления культуры непонятна безынициативность этого учреждения в приобретении бюста Пушкина, обещанного Церетели городу Ульяновску. Договоренность существует, всего-то и осталось, что настойчивость чиновников от культуры. Недавно в СМИ прошло сообщение, что скульптор подарил одно из своих произведений пермякам. Снова кто-то оказался инициативнее, чем мы.
Алсу ИДРИСОВА.