UCOZ Реклама

Свежий номер...

Вторник 29 июля 2003 года №110



"Большевики были наивными"


85 лет назад 1-й Самарский отряд подполковника В.Каппеля занял рано утром Симбирск и установил на 50 дней власть эсеровского Комитета членов Учредительного собрания.
История понемногу раскрывает свои тайны, публикуются неизвестные доселе воспоминания. Историк О.Розов предлагает нам взглянуть на маленький провинциальный Симбирск в то грозное лето гражданской войны глазами ротмистра В.Зиновьева, написавшего в эмиграции свои воспоминания.
- После демобилизации армии в 1918 г. в апреле мы, группа офицеров 5-го уланского Литовского полка, приехали в Симбирск, где еще в мирное время был расквартирован наш полк. Там мы должны были соединиться с другими нашими однополчанами, забрать старые полковые штандарты и перебраться на юг в Добровольческую армию...
Первое время после нашего приезда недавно утвердившаяся большевицкая власть никаких особенных репрессий по отношению к населению не производила. Съестных припасов и хлеба было в достаточном количестве, даже с избытком. Хлеб, притом белый, что после Петрограда и Москвы казалось невероятным, доставался без всяких карточек и очередей. В кондитерских всюду были выставлены пирожные по нормальной цене. Симбирск - маленький помещичий городок, ...ввиду отсутствия фабрик и заводов, а поэтому и рабочих - жил спокойной жизнью. Нас, офицеров, первое время тоже не трогали. Мы объединились вокруг полковника Ошанина.
Спокойствие продолжалось не так долго. В середине июня начался террор, пошли аресты и расстрелы. Сигналом к этому было выступление чехословаков.
...Большевики забили тревогу. Город был объявлен на осадном положении. Посыпались один за другим декреты, приказы о мобилизации офицеров и т.д.
...Наше положение становилось уже более трудным. Несмотря на то, что мы жили почти в одном доме под самым зданием Совдепа на Комиссариатской (ныне ул. Кузнецова. - О.Р.) улице, нас пока не трогали. Ходили с обыском довольно часто. На вопросы, почему не служим в Красной армии, мы отвечали, что "мы - украинцы". Этот ответ, видимо, удовлетворял. Большевики в то время были наивными.
...Наконец в Симбирск приехал сам Тухачевский. Он вызвал к себе в вагон старших офицеров всех родов оружия. От кавалерийской группы должен был идти Ошанин. Как передавал потом полковник Ошанин, Тухачевский говорил в том духе, что надо приложить максимум усилий, чтобы создать армию, достойную великой России. Речи не было о какой-нибудь "пролетарской" армии... Ошанину было поручено сформировать в Симбирске
1-й кавалерийский полк. Так как вся наша группа состояла из членов одной организации, то дело значительно упрощалось. Решено было приступить к формированию, сортируя людей так, чтобы коммунисты и сочувствующие им попадали в один эскадрон. Таким образом, при подходе отряда Каппеля мы могли присоединиться к нему уже со сформированной частью.
Несмотря на все приготовления и утешительные бюллетени несуществующих военных успехов большевиков, которые развешивались всюду, большевики были в панике. У пристани общества "Самолет" стоял под парами пароход "Ломоносов", на который уходил каждую ночь весь Совдеп.
Наконец, к вечеру 21 июля совсем недалеко от города загрохотали орудия со стороны Новодевичьего, откуда большевики меньше всего ожидали наступления... Скрытно выйдя из Сызрани, форсированным маршем пройдя 140 верст в пять суток, подполковник Каппель появился неожиданно со своим отрядом у самого города. Со стороны станции Бугульма двигался капитан Степанов во главе
1-го Яна Гуса полка, заняв станцию Часовня. Обстрел продолжался недолго, несколько снарядов попали в город, разорвавшись неподалеку от здания кадетского корпуса, занятого Совдепом... Большевики спешно бросились из города, оставив небольшой заслон. В пять часов утра население восторженно встречало каппелевский отряд. После полудня со стороны моста в образцовом порядке с оркестром, музыкой входили чехи.
Перед своим уходом из города большевики забрали из числа местной буржуазии заложников, но они были перехвачены у станции Майна каппелевским эскадроном, посланным в обход, и вернулись благополучно обратно.
...Симбирск дал около трех тысяч добровольцев в первую неделю. Часть была тотчас же отправлена на фронт на Алатырское и Карсунское направления. На Инзенском направлении был выдвинут броневик с ротой ударников 1-го чешского полка. За это же время шли спешные приготовления к походу на Казань.
По России сильнее разгорался пожар гражданской смуты...
Публикацию подготовил Олег РОЗОВ.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz