Что означает штрихкод на упаковке? Для чего он? И может ли рядовой потребитель вытащить из этой "зебры" для себя полезную дополнительную информацию? Такие вопросы нам задают читатели, а мы их переадресовали специалисту Центра стандартизации и метрологии Эльвире Альшейкиной.
Как выяснилось, рядовой потребитель в штриховом коде может расшифровать только первые три цифры (префикс). Они, как правило, обозначают страну-производителя или страну, в которой зарегистрировано дочернее предприятие фирмы-производителя. Но могут обозначать и страну, в которую поставляется большая часть продукции (например, "DANONE" - компания не российская, но у нас реализуется львиная доля того, что она производит. Соответственно, префикс на штрихкодах продуктов "DANONE" российский - 460).
Если первые три цифры на штриховом коде 885, то это Таиланд, если 869 - то Турция, 80-83 - Италия, 729 - Израиль, 590 - Польша, 471 - Тайвань, 400-440 - Германия, 30-37 - Франция. Продолжать можно долго, но, по словам Эльвиры Альшейкиной, нет смысла заучивать эти цифры, ведь на упаковке четко указано: сделано там-то.
Что касается остальной информации на штриховых кодах, то она понятна и необходима только специалистам-производителям, поставщикам, торговым организациям.
Многие наверняка заметили, что зашифрованные "зебры" есть далеко не на всех товарах. И это нормально, получение штрихкода - дело добровольное. На территории России присвоением штриховых кодов занимается некоммерческая организация ЮНИСКАН (она представляет соответствующую международную организацию - EAN INTERNA-TIONAL). Стать ее членом может любое предприятие, но это требует немалых вложений. Так что производители, получая штрихкод, рассчитывают на укрепление своей репутации и престижа. Это своего рода рекламный ход.
Кроме того, сегодня все солидные, крупные магазины стремятся переходить на новую форму обслуживания, которую обеспечивает современная компьютерная техника. "Кассиры" считывают специальным сканером штрихкод товара, информация поступает в компьютер, куда предварительно были внесены все номера товаров и соответствующие им цены. Результат подсчетов - через секунду на чеке. Это удобно и продавцу, и покупателю. Вероятность обсчета в этом случае равна нулю. Понятно, что производители, не получившие штрихкода, никогда не смогут разместить свою продукцию в престижных магазинах, оборудованных такой техникой. Словом, это еще один стимул для того, чтобы "штриховаться".
Можно ли по штрихкоду определить, "фирменный" товар мы держим в руках или подделку? Этот вопрос нам задают чаще всего. Кто-то даже припоминает особые методы подсчета цифр на штрихкоде. Эльвира Альшейкина убеждена, что такие подсчеты - лишние хлопоты. Производителю нет смысла "вешать" на свою продукцию разоблачающий штрихкод. И все-таки подсчеты, с помощью которых можно получить контрольное число (смотрите насхему), действительно, существуют.
Слева направо отсчитайте на штрихкоде двенадцатую цифру. Начиная с нее суммируйте все числа четного ряда. На нашей схеме двенадцатая "9". К ней прибавляйте "семерку" (она десятая), потом "5", "3", "1", "6". В сумме получится "31". Все это умножьте на "3" - "93". Теперь складывайте числа нечетного ряда, начиная с одиннадцатой по счету цифры: "8", "6", "4", "2", "0", "4". В сумме это "24". Сложите "93" и "24", это "117". А теперь нужно посмотреть, сколько единиц необходимо добавить к получившемуся числу, чтобы оно округлилось до десятков. В нашем случае не хватает трех. Это совпадает с контрольным числом, указанным на схеме.
Анастасия АЛЕКСАНДРОВА.