- Путешествуя с Кубком Дэвиса по российским городам, я с лихвой восполнил то, что потерял во время финального матча Франция - Россия, - признался в воскресенье ульяновцам президент отечественной Федерации тенниса, капитан нашей национальной сборной (так на розыгрышах Кубка Дэвиса именуют тренеров) Шамиль Тарпищев.
Речь шла о собственном весе тренера: за три дня парижского финала Тарпищев сбросил более трех килограммов - так велико было напряжение. Но теперь уже поправился: в городах России делегацию с трофеем встречают хорошо!
12 января Кубок Дэвиса гостил в Ульяновске.
Четверть века - к победе
Несмотря на сильный мороз, посмотреть на реликвию пришли многие. Большой зал Мемориала был заполнен. Прибыли губернатор Шаманов, чиновники рангом пониже, депутаты ЗС, руководители предприятий. И простая публика, и начальство с удовольствием фотографировались рядом с серебряной салатницей. С удовольствием смотрели фильм о блистательной победе русских теннисистов. С удовольствием слушали Тарпищева, а потом долго брали у него автографы.
Тарпищев был главной действующей фигурой. Необычайно рано, в 26 лет, возглавил он сборную СССР, не имея в далеком 1974 году ни достаточного опыта, ни громких побед на корте за плечами. Проработал с командой почти четверть века, знавал взлеты и падения и самой большой победы добился на 55-м году жизни. В конце прошлого года Тарпищев дважды вызывал явное недовольство российской спортивной общественности. Сначала, когда после выбора французами на игру с Россией грунтового покрытия заявил, что оно нам даже лучше подходит, чем соперникам. Это посчитали излишней самоуверенностью. Затем, когда поставил на решающую встречу Михаила Южного, а тот проиграл два первых сета. Однако все сбылось-таки по Тарпищеву, и он сегодня - триумфатор. Российская мужская команда - сильнейшая в мире. Упреки позабыты.
"Мяч видишь?"
Но вопросы остаются. Например, чем сегодня видится капитану нашей команды ставка на Южного: жестом отчаяния, гениальным ходом? Об этом я спросил Тарпищева еще в фойе Мемцентра.
- Я видел единственный вариант: Южный может выиграть, а не Кафельников, - говорит тренер. - Женю, кроме всего прочего, мучил варикоз (он вскоре сделал операцию), ноги не держали нагрузку. Мы поставили Кафельникова в первый день с расчетом, что он потихоньку выграется и мы победим в паре. Этого, увы, не произошло. Тем не менее большинство в команде считало, что надо выпускать Евгения и на последнюю игру, сам он рвался в бой. Я видел ситуацию иначе. Конечно, поставить Кафельникова - спокойнее: такой проигрыш все поймут. Поставить Южного и проиграть - никто не поймет. Но у нас работа такая: надо рисковать. Я ставил Южного, чтобы выиграть. Значит, угадал. Был тут и психологический момент. Матье, против которого вышел Южный, - игрок молодой, амбициозный. Его можно сравнить с Сафиным двухлетней давности: мировой рейтинг у француза пока достаточно низкий, хотя по своим возможностям Матье играет на уровне первой двадцатки. Тем, кто выше него, проиграть не боится, поэтому добавляет к своему мастерству легкость, раскованнность и часто побеждает. До последнего, насколько можно, мы не заявляли игрока на пятый матч: пусть французы гадают. А потом сказали, что выступит Южный. Это стало давить на Матье: сверстнику он не имел права проиграть.
Тарпищев всегда придавал психологии в теннисе большое значение, часто использовал ее для достижения цели своими подопечными. Вот и Южному об участии в игре сказал только в день матча, чтобы теннисист накануне спал спокойно. Также требовалось, чтобы запасной игрок втянулся в борьбу - на это ушло минут сорок матча. К тому времени Южный уступал - 0:2, все висело на волоске.
- Никаких эмоций по поводу опасного счета у меня в тот момент не было, - вспоминает Тарпищев. - Главное - сконцентрировать на игре Южного. Спрашиваю его в перерывах: "Ты людей в зале видишь?" - "Вижу". - "Меня видишь?" - "Вижу". - "А мяч видишь?" - "Вижу". - "Так вот, Миша, ты не видишь мяча, раз замечаешь все остальное". Понемногу отвлек его от постороннего. Когда же Михаил вышел вперед, диктовал игру, требовалось заставить его забыть о счете. И это удалось. Выиграв матчбол, Южный сначала даже не понял, что победил, подумал - взял очередное очко. Только когда я побежал к нему, догадался, в чем дело. Михаил проявил настоящий русский характер, показал, что способен выкарабкиваться из труднейших ситуаций. О Сафине даже не говорю: он сыграл в Париже как первая ракетка мира.
Чем быстрее проиграют, тем лучше
Победа велика и сладостна, но почивать даже на столь великих лаврах нашим теннисистам некогда. Совсем скоро - старт очередного розыгрыша Кубка Дэвиса. Россиянам предстоит сыграть в гостях против чехов. Но ведь проходят и другие важные турниры - вот и выбирай, когда выйти на пик формы.
- В Чехии нам придется очень тяжело, - признается Тарпищев. - Результат будет зависеть от того, насколько рано ребята вернутся с Открытого чемпионата Австралии. Если они дойдут там до финала, то шансов выиграть у чехов мало. Если же сборники попадут в мои руки дней за десять до матча с Чехией, то можно успеть подготовиться, и тогда наши перспективы будут предпочтительнее. Многое зависит от стечения обстоятельств, но календарь у нас очень плохой. Костяк сборной России, по сравнению с Парижем, изменений не претерпит, хотя мы ведем переговоры еще и с Давиденко, который недавно выиграл турнир. Сам он с Украины, живет в Германии, а гражданство имеет российское. Его брат, правда, хочет, чтобы Николай выступал за Германию, но в немецкой команде, даже если попадет туда, Давиденко будет изгоем - надо знать немцев. Кто начнет у нас матч с чехами, будет зависеть от ситуации на месте, от готовности теннисистов. Пока лидеров в нашей команде трое - Сафин, Кафельников и Южный.
По мнению Тарпищева, через два-три года начнут всех обыгрывать и наши девушки: ведь сегодня они - чемпионки мира по всем юношеским возрастам. А в мужском теннисе еще предстоит готовить достойную смену. Для чего активно развивать в России массовый спорт, финансировать строительство спортсооружений, проведение различных турниров. Над этим сейчас работает совет по спорту при президенте РФ, обещаются большие перемены в организации спортивной жизни. Чтобы россияне были крепче и здоровее, а Россия побеждала на самых крупных состязаниях. В том числе и Кубок Дэвиса не раз еще наполнила шампанским: в серебряную чашу, по словам Тарпищева, входит почти ведро.