По пальцам можно сосчитать тех водителей в России, кто не менял масло своему "железному коню" самостоятельно. Казалось бы, ничего сложного этот процесс не представляет. Главное - заехать на ровную эстакаду или яму, слить масло в старую канистру через пробку в картере и залить из канистры новое. Все просто. Однако сколько тонн масла пролито мимо на землю, сколько людей измазалось и обожглось раскаленной отработкой!
Движение первое: слив
Сразу оговоримся: сливать надо горячее масло, оно имеет меньшую вязкость, лучше стекает и поддерживает во взвешенном состоянии частички грязи.
Наиболее современным является забор масла из картера двигателя через отверстие под щуп. Такой маслосборник позволяет работать даже на полу, без использования подъемника или эстакады. Существует только одно ограничение - необходим сжатый воздух, однако на каждой уважающей себя СТО найдется компрессор. В комплекте с установкой поставляется набор переходников, позволяющих менять масло практически на любом автомобиле. Буквально за считанные секунды под давлением масло засасывается в прозрачную мерную емкость. Так сразу можно определить количество и чистоту масла. Для тех случаев, когда удобнее слить масло традиционно, через пробку в картере, предусмотрена воронка с сеточкой, которая не даст упасть пробке в емкость. Конечно, можно обходиться канистрами и переворачивать бочки. Однако все мы согласимся с тем, что человека надо беречь и по возможности перекладывать тяжелую работу на плечи специального оборудования и инструмента. При перекачке масла желательно уменьшить его контакт с воздухом так не выделяются вредные для человека пары, да и масло меньше окисляется. Насосов для перекачки масла много - от простого ручного до пневматического. Пневматическое оборудование обладает высокой производительностью, отличается надежностью и простотой. Ротационный пневмонасос для перекачки масла способен опустошить 200-литровую бочку всего за 3 минуты. Ручные насосы имеют, конечно же, производительность пониже, в среднем она составляет примерно 1 литр за одно нажатие на рычаг.
Движение второе: заправка
Заправка маслом - тоже процесс совсем не сложный. Казалось бы, откупорил слесарь канистру и залил. Однако для предприятий не всегда бывает выгодно закупать масло канистрами - 200-литровые бочки получаются гораздо удобнее и выгоднее. Для таких предприятий в арсенале фирмы имеются специальные тележки для бочки емкостью от 60 до 200 литров. Раздача масла может осуществляться через пистолет со встроенным электронным расходомером. При такой системе значительно упрощается не только заправка (слесарь точно знает, сколько залил масла), но и учет расхода масла. В конце смены кладовщику для отчетности достаточно лишь списать цифры с табло в журнал, и никаких тебе "левых" расходов. Особую сложность представляет собой заправка коробки передач и редуктора моста. Заливная пробка, как правило, установлена в очень неудобном для заправки месте, что при самостоятельной замене заставляет придумывать различные хитроумные приспособления. Конечно, масло там меняется гораздо реже, чем в двигателе. Но в промышленных масштабах просто необходимо соответствующее оборудование, которое закачивает масло через специальные переходники в любую коробку передач за считанные минуты.
Современный уровень техники позволяет упростить и увеличить отдачу практически любого человеческого труда. Пусть в нашем обществе затраты на оплату труда исполнителя пока не столь значимы, чтобы максимально механизировать работу, но оснастить современным оборудованием пост замены масла в двигателе по цене отечественного подъемника уже не кажется немыслимыми затратами.
Дмитрий Межов.