Ежедневно пользуясь маршрутами "центр - Север", я давно наблюдаю за водителями. Отдыхает, скажем, на конечной остановке "Газель" или "уазик", подошло время выезжать на маршрут, водитель трогается и... закуривает. Кто мешал ему выйти из машины и покурить во время стоянки? Другой тип водителя - те, что привыкли курить во время стоянки прямо в машине. Зимой такие водители даже не открывают бокового стекла, и когда на конечной входишь в салон маршрутки, там хоть топор вешай.
Что я делаю в таком случае? Если шофер отказывается погасить сигарету, я ищу другую маршрутку. Впрочем, бойкотируя одного курящего водителя, имеешь большой шанс нарваться на другого. Поэтому, когда есть время, я иду на трамвай. А если опаздываешь? Сдаться и с благодарностью заплатить за то, что тебя слегка потравят дымом? А ведь среди пассажиров могут быть люди, страдающие заболеваниями верхних дыхательных путей, для таких вдыхание табачного дыма губительно. Вообще, терпимость наших людей к шоферам-курильщикам просто поразительная. Сам видел: люди предпочтут спасаться от дыма, дыша через воротник, но не потревожат водилу замечанием.
Реакция водителей на просьбу не курить разная. Самые совестливые тут же гасят сигарету, но таких мало. Другие ворчат, мол, у них работа такая, подчиняются просьбе крайне неохотно. Один водитель, на моей памяти, демонстративно остановил свой "уазик", вышел на воздух, докурил, потом поехал дальше. Многие же водители уверены, что имеют право травить пассажиров, и агрессивно его отстаивают.
Конечно, любой человек имеет право курить, пока это не представляет опасности для других людей. Человек имеет право не курить, причем его некурение не создает угрозы здоровью окружающих. Напротив, курение и курящий такую угрозу создают, и обсуждать это излишне. Понимая это, законодатель запрещает курение на рабочих и в общественных местах и на транспорте (см. статью 6 Федерального закона "Об ограничении курения табака"). Непосредственно из этой статьи вытекает: место за рулем маршрутки является рабочим местом, на котором курить запрещено законом. Причем нарушение запрета влечет административную ответственность.
Но, как это часто бывает, на этом месте в федеральном законодательстве зияет дыра. В Кодексе РФ об административных правонарушениях есть запрет на курение в самолетах, поездах, на водном транспорте, но нет ни слова про транспорт городской. Получается, в административном порядке водителя-курильщика наказать сегодня нельзя. В любом другом порядке - тоже: нет для этого правовой основы ни у пожарных, ни у милиции, ни у транспортной инспекции.
Пробелы в федеральных законах должны заполнять местные нормотворцы. В августе прошлого года Законодательное Собрание приняло Закон "Об административной ответственности за некоторые правонарушения на территории Ульяновской области". Этот Закон должен был залатать бреши в Административном кодексе. В первой же статье областного Закона говорится об ответственности за "нарушение правил проезда в общественном транспорте, установленных для данной территории органами местного самоуправления, в том числе безбилетный проезд". Но, по смыслу статьи, она относится скорее к пассажирам, к тому же в ней явно не говорится о курении. Пробел! Поэтому Законодательному Собранию стоило бы внести в упомянутый Закон дополнение, раскрывающее на местном уровне статью 6 "антикурительного" Федерального закона, в частности, определив ответственность водителей за курение на рабочем месте.
Пока такого дополнения нет, остается лишь одна надежда - на те самые правила проезда в общественном транспорте, которые устанавливает муниципалитет. Недавно мэрия Ульяновска внесла этот документ в городскую Думу. Он касается всех видов городского транспорта, включая маршрутные такси. В нем содержится запрет на курение в салоне, но опять-таки - только для пассажиров! Так что на сегодня Дума - последний бастион: у нее еще есть время распространить запрет и на водителей, иначе они опять останутся вне закона.
Будем надеяться, что правила примут в таком виде, что у районных административных комиссий появится рычаг для воздействия на курящих водителей. Кроме этого, я бы призвал некурящих пассажиров бойкотировать маршрутки, которыми управляют курильщики. Мы должны наказать их рублем: пусть курящие водители, которые презирают своих пассажиров, меньше зарабатывают. Если водитель курит в салоне на конечной, перейдите в другую машину, объяснив, почему вы так поступили. Если шофер закурил во время движения, попросите, чтобы прекратил, а если он откажется, пойдите на принцип (если у вас есть время, желание и сам принцип): потребуйте остановить машину и вернуть плату за проезд - вас некачественно обслуживают.
А хозяевам маршрутных такси я бы порекомендовал при приеме водителей на работу при прочих равных условиях отдавать предпочтение некурящим. Кроме этого, я уверен, что в каждой маршрутке должна быть табличка с визитной карточкой водителя и информация для тех, кто хочет пожаловаться на качество обслуживания: телефон бригадира маршрута, ассоциации частных перевозчиков, председателя профильной комиссии в мэрии. Пока такой информации в маршрутках я не встречал.
Сергей ГОГИН.
Для справки.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 87-ФЗ от 10 июля 2001 года
"ОБ ОГРАНИЧЕНИИ КУРЕНИЯ ТАБАКА"
Статья 6. Запрещение курения табака на рабочих местах, в городском, пригородном транспорте и на воздушном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти.
1. В целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещается курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных местах для курения табака.
2. На работодателя возлагается обязанность по оснащению специально отведенных мест для курения табака.
3. Нарушение положений данной статьи влечет за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством.