UCOZ Реклама

Свежий номер...

Вторник 28 января 2003 года №14



Геннадий Селезнёв:
"Обвинять мороз - стыдно"


Еще в декабре мы сообщили о запланированном интервью председателя Госдумы Геннадия Селезнева "Симбирскому курьеру". Новогодние праздники и визит главы парламента за границу отодвинули разговор на вторую половину января. На прошлой неделе он, наконец, состоялся. Первый вопрос спикеру мы задали, как и было обещано читателям, на самую главную сейчас для ульяновцев тему.
- Геннадий Николаевич, две трети населения Ульяновской области (почти миллион человек) третью зиму жестоко страдают от холода в квартирах, школах, детсадах, но люди ни до кого не могут достучаться, в том числе и до Госдумы. После отключения тепла в жилых домах в нескольких регионах России в Думу был вызван Михаил Касьянов. Он не явился, и разговора о прохождении зимы не получилось. Дума отказалась слушать тех, кого прислал Касьянов. Разве проблемы населения депутатам не интересны?
- Я считаю, что такое поведение не красит Госдуму. К сожалению, я не был на этой части заседания по причине присутствия в Кремле на встрече с президентом Армении. Вернувшись в Думу, я в шутку сказал: "Кот из дома - мыши в пляс". Если бы при мне произошло такое голосование, я бы настаивал на втором и третьем его турах, чтобы в итоге все-таки выслушать компетентных в своей области людей. Чубайс, Христенко и Кошман были готовы ответить на все вопросы. Но политика преобладала над здравым смыслом, и депутаты отказались говорить, пока не увидят перед собой Михаила Касьянова.
Однако я думаю, что разбираться с проблемой починки теплотрассы в каждом отдельном регионе входит в компетенцию не премьер-министра страны, а, в первую очередь, муниципальных образований субъектов Федерации. Надо рассмотреть на месте, почему котельная была не подготовлена к зиме, почему теплотрассы оказались не укрыты от мороза, почему батареи в жилых домах разрывались прямо в подъездах? Кстати, по нашему регламенту мы имеем право приглашать губернаторов, которые как раз и должны отвечать за чрезвычайные ситуации такого плана во вверенных им областях.
Я не хочу сказать, что правительство остается в стороне. Оно, по сути, отвечает за все. Когда случаются техногенные аварии, государство выясняет причины. Но руководители субъектов Федерации еще осенью отчитались, что их регионы к зиме готовы. Обвинять мороз просто стыдно: в России они не редкость. Виноваты бесхозяйственность и халатность, по факту которых нужно разбираться с каждым допустившим их лицом.
Если субъект Федерации не может бросить деньги на устранение последствий аварии на теплоцентралях, то правительство должно оперативно эти деньги дать, но на возвратной основе, либо же зачесть эту сумму в пересчеты, которые идут для данной области как реализованные.
- Может, парламентариям не хватает полномочий, чтобы влиять на ситуацию с отоплением?
- Полномочия есть, и немалые. Можно сделать личный депутатский запрос, поучаствовать в подготовке постановления с коллективным парламентским запросом в министерство, пригласить на правительственный час того или иного министра, в конце концов, самому сходить в министерство и убедить отвечающего за решение проблемы чиновника принять соответствующие меры.
Депутат должен быть хорошим аналитиком и технологом. Когда мы добьемся того, что каждый будет отвечать за то, что ему поручено, криков "караул" станет меньше. Но некоторые народные избранники лишь занимаются политикой в Москве, забывая об интересах своего региона. Избиратель сам должен вынести определение работе таких депутатов. Скоро выборы, поэтому всем болтунам и популистам нужно просто перекрыть дорогу в парламент.
- Людям бывает сложно понять, кто есть кто. Еще сложнее понять суть партийных программ. Кстати, о Вашей "Партии возрождения России". Она предлагает строить социальное государство. Как бы лично Вы объяснили избирателям, что это такое и чем отличается от того, что было, и того, что есть?
- Самое главное, чтобы простые люди, а также правители и губернаторы, держали перед собой Конституцию, где есть 7-я статья, которая объявляет Россию социальным государством, так как гарантирует человеку право на образование, здравоохранение, на труд и пенсионное обеспечение. Нужно взять эту статью и посмотреть, а все ли мы делаем, чтобы она реализовывалась, в первую очередь, в законодательном плане? Сейчас мы не фильтруем законы на социальные последствия. Наша партия разрабатывает механизмы, каким образом это можно делать. Будь то местный закон или федеральный, всегда видно, чем он обернется для какой-либо категории граждан. Если мы знаем, что фонд обязательного медицинского образования или фонд социального страхования явно недобирает налоговых поступлений, значит, мы должны посмотреть, почему та или иная организация эти налоги в фонды не перечисляет, почему делаются большие отсрочки, и целые предприятия выбивают себе льготу по уплате налогов. Если губернатор дает такую отсрочку, значит, он знает, что за счет других источников можно закрыть образовавшуюся дыру в бюджете. Если же этого сделать нельзя, то поблажки давать не стоит.
Самое главное, чтобы у государства появилось желание реализовать 7-ю статью Конституции. Все время говорить о субсидиях - пустое дело. Говорить об адресной помощи важно, так как адресность нужна во всем, но мы будем настаивать, чтобы была проведена настоящая реформа заработных плат. Мы будем добиваться, чтобы Россия ратифицировала Социальную европейскую хартию, где говорится, что минимальная заработная плата работающего человека должна составлять не менее двух с половиной прожиточных минимумов, а минимальная пенсия - не менее 1,5 прожиточного минимума пенсионера.
У нас пока нет фракции в Государственной Думе, но людям наши требования понятны. Даже президент заговорил о том, что законы должны проходить социальную экспертизу. Я думаю, что при нормальной организации сбора денег во все бюджеты вполне реально заплатить бюджетнику 2,5 прожиточного минимума, а значит, этот принцип распространится и на коммерческие структуры, где ставка менее 2,5 прожиточного минимума на человека не сможет существовать. В итоге сбор налогов увеличится. Пока же множество частных фирм платят своим работникам зарплату "в конвертах", а налоги отчисляют с копеечной официальной зарплаты.
- Практически восемь лет уже в России, в Чечне, идет война. Вы видите что-нибудь оптимистичное в нынешнем этапе этого конфликта?
- Обстановка в Чечне стала меняться. В урегулировании чеченского конфликта, кроме военной, мы все больше замечаем теперь политическую составляющую. Дума неоднократно ставила вопрос о том, что в Чечне должна появиться своя Конституция, должен быть избран легитимный парламент. Необходимо, чтобы власть в Чечне подчинялась основному закону. Сегодня не обойтись без жесткого государственного контроля средств, выделяемых на восстановление Чечни.
Главная задача - наладить экономическую инфраструктуру, дать людям работу, тогда им не захочется брать в руки автомат.
Нужно уделить внимание обучению молодежи Чечни в вузах. Сегодня многие относятся с недоверием к этим студентам, так как считают их малограмотными, ведь эти ребята не смогли получить полноценного среднего образования. Но выход есть. К примеру, организовывать годовые подготовительные курсы, как для иностранцев, где бы чеченские юноши и девушки восстанавливали недополученные знания, чтобы потом поступать в вуз. Еще вариант - сделать для них льготный режим поступления.
- Вы - большой энтузиаст российско-белорусского союза, но дела в нем идут, насколько можно понять, со скрипом. Правда, последнее заседание Высшего Госсовета прошло вроде бы вполне конструктивно, и Путин побывал даже у Лукашенко в гостях. Лед тает?
- Я бы назвал нынешнюю работу Высшего Государственного совета показательной. Очень хорошо, что президенты сегодня общаются друг с другом не как главы иностранных государств, а как коллеги. Они могут даже позволить себе пообщаться по-товарищески, иногда выйти за рамки сухого дипломатического языка, примером чему было их неформальное общение перед ВГС.
Если президент России может прямо, по-товарищески, сказать, каким он видит Союз, и предложить варианты объединения, а Лукашенко так же, не переходя на язык дипломатии, ему отвечает, это может только радовать.
На последнем Высшем Госсовете президенты больше часа обсуждали выполнение Союзного договора. Был сделан обзор того, что у нас получается, что - нет. Выяснили, что тормозит развитие интеграции, каковы несоответствия в законодательстве - в первую очередь, в налоговом, таможенном кодексах и в области тарифов. Сначала Путин предложил уже в 2004 году перейти на единую валюту, но переговоры доказали, что еще не все механизмы перехода на единый рубль отработаны. Президенты поручили более интенсивно поработать представителям Минфина, Центрального банка, чтобы до конца отстроить механизм перехода. В итоге единую валюту планируется ввести с 1 января 2005 года.
Конструктивно прошло обсуждение моей информации по поводу подготовки Конституционного акта. Когда появится один из вариантов Конституционного акта, наша комиссия намерена показать его двум президентам, а затем вынести на рассмотрение ВГС.
- В Ульяновской области периодически дискутируется вопрос о переименовании Ульяновска в Симбирск, а в Санкт-Петербурге спорят о том, стоит ли переименовать город опять в Ленинград. Вас какие варианты устроили бы?
- Вся "переименованческая" лихорадка мне очень не нравится. После распада Советского Союза все стали вспоминать, как раньше назывались улицы или город, и пошла ажиотажная жажда возвращать старые названия. Я считаю, что зря Ленинград переименовали в Санкт-Петербург. Больше того, я тогда был заместителем главного редактора газеты "Правда", и у меня была рубрика "Защитим Ленинград", где я и другие авторы разъясняли, что вопросы референдума поставлены так, что люди в них путаются. Так оно и случилось. Человек не хотел переименования города, но его спрашивали с подвохом, и в итоге тот ставил галочку в пользу переименования. Мне кажется, что вопрос исконных названий сегодня чересчур политизирован. Сейчас обсуждается возвращение Волгограду имени Сталинград в связи с 60-летием Сталинградской битвы. Я считаю, что городу можно вернуть прежнее имя, а область оставить Волгоградской, ведь есть же у нас Свердловская область и город Екатеринбург.
Что касается переименования Ульяновска в Симбирск, то я не слышал, чтобы на эту тему шла большая дискуссия. По-моему, название Ульяновск прижилось в народе. Но если жители захотят переименовать область в Симбирскую, пускай переименуют.
Спрашивал Геннадий ЯКИМЧЕВ.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz