К тому, что нашу медицину бесплатной в полной мере уже не назовешь, привыкли. Более того - с готовностью платим, если нам это нужно и удобно. Однако, как выяснилось, у некоторых пациентов вызывает недоумение, когда вместо квитанции об оплате медуслуги им предлагают заключить договор добровольного медицинского страхования (ДМС).
Жительница нового города Кира Невейкина решила доказать, что столкнулась с навязыванием платной услуги по типу ДМС и это прямое нарушение прав пациента. Мы приводим ее аргументы, комментарий специалиста по защите прав потребителей и взгляд на проблему медиков.
Началось все с того, что в сентябре Невейкина обратилась в областную больницу, в отделение пластической хирургии, с просьбой удалить родинку. Потенциальной пациентке пояснили, что такие операции проводят платно. После того как Невейкина выразила готовность заплатить, ей было предложено сначала удалить родинку, "так как на это требовалось всего две-три минуты и не нужно было сдавать анализов, - пишет в редакцию "СК" Кира Игнатьевна, - а уж потом оформить квитанцию и договор об оплате". Когда операция была благополучно завершена, медсестра приняла от пациентки деньги и выписала ей договор добровольного медицинского страхования. То, что договор Кира Невейкина подписала сразу, она объясняет волнением "в связи с произошедшими изменениями в организме". "Придя в себя, я обнаружила обман и попросила аннулировать эти документы, а оформить оказанную мне платную услугу надлежащим образом". Однако просьба ее удовлетворена не была: и заведующий отделением пластической хирургии, и заместитель главврача больницы, по ее словам, заявили, что договор добровольного медицинского страхования - это и есть договор на оказание платной медицинской услуги.
Проштудировав Закон "О защите прав потребителей" и ряд других документов, Невейкина пришла к выводу, что областная больница и страховая компания "Наско"(именно с ней был заключен страховой договор) нарушили ее гражданские права. "При предоставлении одних платных услуг - медицинских - произошло навязывание других платных услуг - страховых", - аргументирует оппонент медучреждения. Далее она говорит о том, что было нарушено и ее право выбора страховой компании и программы ДМС. А главное - никто заранее не познакомил ее как пациентку с "необходимой информацией о предоставляемых платных медуслугах, в том числе об услугах добровольного медицинского страхования". Перечень претензий, которые Невейкина предъявляет облбольнице, этим не исчерпывается (мы приводим только основные).
Начальник отдела защиты прав потребителей Антимонопольного управления Григорий Каленов в целом подтвердил правоту Невейкиной и признал, что правовые документы в качестве аргументов она приводила безупречно.
- Действительно, никто не вправе навязывать потребителю услуги на основе оформления полиса добровольного медицинского страхования. А чтобы этого не происходило, медучреждение должно предоставить своим пациентам перечень платных услуг (в нем указываются цены, порядок предоставления услуг и документ, на основании которого их разрешено оказывать). В случае, если в этом медучреждении оказывают и страховые услуги тоже, рядом должна быть информация о страховой компании, с которой заключен договор. И опять же - перечень страховых услуг, порядок их оказания и цена. Потребитель должен четко понимать, заинтересован ли он в заключении договора ДМС и детально ознакомиться с его условиями (что входит в страховую сумму, как вносятся взносы, почему именно так). Все разъяснения должен дать представитель страховой компании, который работает в медучреждении.
Как пояснил Григорий Каленов, в отличие от платных услуг взносы по договору страхования платятся в несколько этапов (в зависимости от условий программы определенной страховой компании). Предположим, в течение оговоренного промежутка времени второй взнос не оплачен, значит, договор будет считаться расторгнутым. И еще важно понимать, что нельзя застраховать услугу, которую нам оказывают медики, можно застраховать риск заболевания. Так что если речь идет не о разовом обращении в медучреждение, а о лечении в течение определенного промежутка времени, то пациент, безусловно, заинтересован в заключении страхового договора.
Может ли больница или поликлиника отказать пациенту в предоставлении услуги на платной основе, объяснив это тем, что работает только по системе ДМС?
- Может, - отвечает Каленов. - Главное, чтобы пациент знал об этом заранее. Если такое положение вещей его не устраивает, у него будет шанс обратиться в другое лечебное учреждение. Должно быть право выбора.
Так почему же в большинстве лечебных учреждений города предпочитают сотрудничать со страховыми компаниями, а не брать с пациента напрямую деньги за платные услуги? На этот вопрос нам ответил заместитель главного врача областной больницы по страховой медицине Игорь Тихонов. Он же взялся прокомментировать инцидент с Невейкиной.
- Прежде всего, каждый должен заниматься своим делом. Дело лечебного учреждения - оказывать медицинские услуги, а не собирать деньги с пациентов и заключать договоры. Если взять систему обязательного медицинского страхования (это те медицинские услуги, кторые нам гарантированы бесплатно - Ред.), то ведь не сами лечебные учреждения получают на эту статью отчисления с предприятий. Этим занимаются страховые компании. Система добровольного медицинского страхования выгодна и пациенту, и лечебному учреждению. Если пациент заключил договор со страховой компанией, он автоматически оказывается защищенным третьим лицом. Допустим, лечение закончилось осложнением, тогда в ситуации будет разбираться врач-эксперт компании (в любой страховой компании есть целая структура таких специалистов), и в случае, если установлена вина лечебного учреждения, он заставит больницу или поликлинику продолжить лечение за свой счет.
Что касается выгоды сотрудничества со страховыми компаниями для лечебного учреждения, то она тоже очевидна. Больнице сложно накопить деньги на приобретение нового оборудования. Страховые компании дают нам беспроцентные кредиты. На эти средства мы покупаем дорогостоящее оборудование, а потом постепенно отрабатываем свои долги. Таким образом за последний год мы приобрели оборудование, на которое раньше безуспешно пытались копить в течение пяти-шести лет.
Заключать договор ДМС или нет - это добрая воля каждого. В случае с Кирой Невейкиной это правило не сработало. Сначала пациентке провели операцию, а уж потом выяснилось, что в отделении пластической хирургии услуги оказывают только по принципу ДМС.
- Действительно, по всем правилам пациентку сначала должны были направить в поликлинику, - согласился Игорь Тихонов. - Там, в 307-м кабинете, у нас ведут прием представители страховых компаний, там же на стендах представлена и вся необходимая информация. Принцип такой: пациент оформляет страховой договор и с ним уже идет к врачу. В этом случае получилось все наоборот. Могу это объяснить только тем, что сотрудники отделения попытались облегчить ситуацию для пациентки, полагая, что оказывают ей добрую услугу. Ведь сама по себе процедура удаления родинки несложная, занимает несколько минут. Гораздо больше времени ушло бы на то, чтобы идти в другой корпус и выстаивать очередь в 307-й кабинет. В общем, хотели как лучше, а получилось... Безусловно, меры приняты, и таких оплошностей мы больше не повторим.
Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА.