Микроавтобусы с красным крестом и сигналом тревоги прокладывают себе путь в тесноте переулков, по неосвещенным и нечищенным улицам, к домам без номеров, ко дворам со свирепыми собаками... Быстрее! Дорога каждая секунда!
Но чтобы "Скорая" действовала быстрее, ей должны помогать все.
Не следует забывать, что сферой скорой медицинской помощи являются внезапно возникшие, угрожающие жизни (!) заболевания, несчастные случаи, отравления. Это не поликлиника на колесах и не рядовой травмпункт.
Однако далеко не всегда оправданно вызывают "Скорую". Обратимся к статистике. Примерно каждый четвертый выезд бригады "Скорой" сопровождается госпитализацией: значит, больному или пострадавшему необходима дальнейшая незамедлительная медицинская помощь, которая возможна только в больнице. А что делают специалисты на остальных трех выездах? На одном оказывают экстренную медицинскую помощь, предотвращая угрозу жизни. И в дальнейшем - лечение участковым врачом.
Ну, а еще два выезда? Как правило, они были напрасными, поскольку не только экстренной, но иногда и просто никакой медицинской помощи не требовалось.
...Пять утра. Звонок в диспетчерскую "Скорой": "Женщине плохо... Что-то с головой". Через несколько минут бригада на месте. Больной 72 года. По словам родственников, она психически больная, угрожает, что выпрыгнет в окно, и говорит об этом часто.
Что же здесь экстренного?
...Срочный и тревожный вызов: "Плохо с сердцем". На месте выясняется, что больная лечится в ведомственной железнодорожной поликлинике, а сегодня ее врач заболела. "Некому меня осмотреть и сделать укол. В районную поликлинику обращаться не хочу, доверяю вам".
Ну это же просто каприз!
Случалось и так: получил человек больничный листок и решил вызвать "Скорую", посоветоваться со знающими людьми и проверить, правильны ли рекомендации специалистов поликлиники.
Часты такие варианты: у больного - насморк, повысилась температура, а в поликлинике сказали, что врач придет в конце дня. "Ждать? Нет уж, извините". И рука набирает "03". Через несколько минут в доме не один врач, а три специалиста "Скорой". Два фельдшера несут тяжелые аппараты, медицинский ящик. А у больного... банальный катар верхних дыхательных путей.
Или вот еще. В телефонной трубке - взволнованный голос, убитая горем мать не может толком ничего объяснить, только повторяет: "Боль в животе, наверное, аппендицит или заворот кишок". Врач "Скорой" застает спящего глубоким сном 19-летнего "младенца". Мать скорбно жалуется: "Выпивает он. Говорит, что болит живот, и требует водку. А я вызвала вас, лучше лечите лекарствами". Врач еле добудился "больного", а тот выругался и метнул в дверь пустую бутылку.
Приведу еще один пример.
Новорожденный - первый день дома. Мать ухаживать за ним не умеет и, когда малыш сильно закричал, испугалась. И сделала самое простое - набрала "03". Оказывается, ребенок был просто голоден.
А в это же время "Скорую" ждут больные с приступами стенокардии, с инфарктом миокарда, острым нарушением мозгового кровообращения, с тяжелой уличной травмой. Вот бригад и не хватает, ведь каждые две из четырех теряют примерно по часу у тех, кому "Скорая" просто не нужна.
Давайте хорошенько подумаем, прежде чем вызывать "Скорую" без необходимости.
Лидия ЗУБКОВА.