UCOZ Реклама

Свежий номер...

Вторник 18 февраля 2003 года №26



Шедевр виден даже ночью


Памятник архитектуры, в краеведении известный как типография Токарева, почти через столетие снова обрел свой первоначальный вид. Он пережил революцию и множество владельцев и едва не был потерян как исторический памятник.
Три года назад хозяином этого здания, находящегося на ул.Гончарова, 50/1, стало областное казначейство, благодаря которому проведена полная реставрация двухэтажного дома.
История здания начинается с середины 60-х годов XIX века. На углу Большой Саратовской и Сенной улиц появился небольшой дом купчихи Рябининой. Позже он много раз достраивался, пока в начале XX века его не купил предприниматель Александр Токарев. По его заказу архитекторы Феофан Вольсов и Федор Ливчак построили доходный дом, в котором разместились типография, магазин, жилье для квартиросъемщиков. Но за домом надолго закрепилось название "типография Токарева", потому что она была самой крупной и популярной среди частных типографий Симбирска, в ней печаталась вся рекламная продукция того времени - от водочных этикеток до программок концертов, книги и журналы - от букварей до журналов "Народная школа". Именно здесь была издана первая краеведческая книга о Симбирске Мартынова и афиши первого стационарного цирка Никитиных, который был тогда построен на площадке за нынешним Домом быта.
Послереволюционная судьба дома незавидна, владельцы так часто менялись, что краеведы их и не упомнят. Сейчас здание является федеральной собственностью и причислено к памятникам архитектуры. В 2000 году оно было передано Управлению федерального казначейства Минфина РФ по Ульяновской области. Однако после проведения экспертизы новые владельцы оказались перед выбором: либо от него отказаться, поскольку здание настолько обветшало, что требовалась его полная реконструкция, либо взять на себя миссию сохранения исторической ценности. Руководство казначейства выбрало второй вариант.
Традиционными строительными методами дом было не спасти - по сути требовалось заменить все перекрытия и внутреннее содержимое, оставив нетронутым только фасад. Специалистам пришлось отправиться в Москву за новейшими технологиями по укреплению старинных домов.
Научные сотрудники института "Спецпроектреставрация", которым была поручена работа по реконструкции памятника, изучили всю строительную документацию дома, проштудировали чертежи архитекторов Вольсова и Ливчака, нашли сохранившиеся фотографии интерьеров и экстерьеров здания. И попытались максимально восстановить все утраченное.
На фасаде появилась бальметта - растительный орнамент на декоративных столбцах крыши. В 40-е годы прошлого столетия здание лишилось этих украшений, но при реконструкции строители обнаружили их на чердаке. Полуразрушенную бальметту отливали заново.
Балкон украсила пятицветная плитка, изготовленная по чертежам Федора Ливчака.
Полностью сохранена входная дверь и над ней - чешуйчатая фрамуга, витражи. Вход "охраняют" металлические драконы - единственные в городе сохранившиеся флагодержатели, которые устанавливались на госучреждениях и символизировали власть. У особняка появились новые кованые ворота и забор в стиле модерн.
Внутри здания отреставрирована парадная лестница, перила которой выстроганы из красного дерева. Восстановлена люстра, разрушенная в годы войны. Она сделана из хрусталя на Саратовском стекольном заводе. Ее размеры 1,5х1,5 метра, весит более сотни килограммов.
Строгие в оценках краеведы и историки сочли, что технически реставрация проведена грамотно, точно соблюдены размеры, пропорции, рисунки. Не все элементы архитектуры до конца восстановлены, но по сохранившимся чертежам завершить реставрацию несложно. Единственный заметный недостаток реконструкции - появившаяся на крыше котельная. Хотя строители пытались ее максимально стилизовать под здание, но на фоне отреставрированного великолепия сооружение выглядит грубовато.
Зданием можно любоваться не только днем, но и ночью - памятник архитектуры оснащен уникальной итальянской системой освещения. Уникальной не только в смысле технологий, но и дизайна: умело направленный свет превращает здание в хрустальный дом. Этот эффект в Ульяновске доныне никем еще не использовался. На стенах установлено более 50 лампочек разных типов и размеров. Они позволяют играть широкими и узкими лучами света, расстояниями, сочетать контрасты света и тени. Для нашего темного города художественно-архитектурная подсветка весьма актуальна - первая ласточка появилась, теперь и у нас есть здание, которое ночью выглядит как сказочный дворец. Однако руководство казначейства обещает включать полное освещение только по праздникам - для максимальной торжественности. В будни здание будет освещено наполовину.
Алсу ИДРИСОВА.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz