Покраска пластиковых деталей внешнего тюнинга автомобиля - вот один из тех случаев, когда поговорка про бесплатный сыр, а вернее дешевый, вполне может воплотиться в жизнь. Мы попытались выяснить, кaк не стать жертвой нечистых на pyкy маляров и кaк происходит пoкpacкa "тюнинга".
Технология: шаг за шагом
Можно покрасить деталь быстренько, как требуют некоторые клиенты. И самое главное - первоначальный эффект будет очень даже ничего. Но что потом? А потом краска облезет, потемнеет и т.д. Дабы этого не произошло, необходимо выдержать весь технологический процесс от начала до конца. Итак, деталь попала в "малярку". Первый этап - так называемая зашкуровка. Эта операция призвана избавить поверхность детали от дефектов. Некоторые производители продают свои детали нешкуренными, дабы удешевить их производство. Поэтому малярным мастерским приходится заниматься этой подготовительной операцией, а процедура эта нудная и неприятная. Но здесь выявляются и устраняются огрехи производителя. Итак, после удаления больших дефектов деталь шпаклюется и замывается. Далее на нее наносится с помощью специального пистолета грунт, который является связующим звеном между поверхностью и краской. Кстати, некоторые производители предлагают свои детали уже грунтованными. Кто-то - из добрых побуждений, а кое-кто пытается таким образом скрыть собственные недостатки. Как? Грунта побольше - и все дела. Но он имеет пористую структуру, и поэтому, как губка, впитывает краску. В результате после покраски, как бы маляр ни старался, деталь станет матовой. Многие покрасочные мастерские сознательно идут на удорожание производственного процесса, занимаясь грунтовкой сами. По крайней мере, клиент не вернется недовольный работой. Загрунтованная деталь еще раз проверяется на наличие мелких дефектов. После этого наносится краска, так называемая база, а после сушки детали - лак. И через некоторое время она уже готова к установке на ваш автомобиль. Немаловажно выполнить не только все стадии покраски, но и выдержать их время. Например, для того чтобы произвести полный цикл покраски среднестатистического тюнингового комплекта, требуется 6-8 часов.
Материал и производитель
Собираясь красить ту или иную пластиковую деталь своего автомобиля, нелишне будет узнать, из чего она изготовлена. Условно материалы можно разделить на три категории: АБС, полиэфирные смолы и заводская пластмасса. Скажем сразу, что покрасить заводской пластик в городских условиях очень сложно. На ВАЗе перед покраской такие детали нагревают специальными горелками, а потом на их поверхность наносят грунт. Такая технология просто не окупит себя в условиях мелкосерийного тюнингового производства.
Детали, изготовленные из финских полиэфирных смол, красятся хорошо. Отечественные материалы сейчас практически никто не применяет, так как возникали проблемы с их температурной стойкостью. Кстати, на поверхности полиэфирных деталей имеется гелькаут. Этот материал накладывается на стенки формы будущего элемента внешнего тюнинга, а потом уже наносится смола и стекломат. Важно, чтобы производитель правильно нанес этот материал, дабы на поверхности детали не образовывались воздушные пузыри. Этот гелькаут может быть разных цветов, однако чаще всего используют серый, черный. В общем, в идеале серый гелькаут может являться грунтом, но это на Западе, где применяются специальные дорогостоящие присадки. У нас же этого не делают по вполне понятным причинам, главная из которых - снижение стоимости тюнингового комплекта. А некоторые маляры продолжают утверждать, что гелькаут - это, по сути дела, тот же грунт. И при подготовке детали шпаклюют дефекты, после чего красят. Однако шпаклевка имеет более пористую структуру, посему гораздо лучше впитывает краску. В результате на поверхности детали образуются ареолы. Так что нет смысла экономить, работая по серому гелькауту без грунта.
Также при изготовлении тюнинговых комплектов применяют АБС-пластик. Уже много раз говорилось и писалось, что он должен быть высокого качества, дабы не лопнуть зимой или не поплыть на солнце. Соответственно для краски некачественный АБС ничего хорошего не предвещает. Так что остается только надеяться на честность производителя.
Hecкoлькo советов
Итак, некачественно покрашенная, с нарушением технологического процесса, деталь с течением времени сама себя выдаст. Начиная от изменения цвета покрытия и заканчивая отслоением краски. Для перегонщиков, которые наряжают здесь товарные автомобили, риск особый. Ведь сначала деталь блестит, а потом... Отличить некачественную работу можно. После покраски взгляните на тыльную сторону детали. Если она как новенькая, то значит, скорее всего, никакого грунта там нет и не было. Если же вас уже опередили и установили элементы тюнинга на автомобиль, то можно не полениться и отколупнуть немного краски в незаметном месте, сразу будет видно все слои - и лак, и краску, и шпаклевку.
Естественно, грунт для металла нельзя наносить на пластмассу. Цены тоже мало что скажут. Бампер, например, можно покрасить как за 500 рублей, так и за несколько тысяч. Конечно, цена в 330 руб. должна насторожить. В этом случае как минимум нет грунта на детали. Или еще проще. Фирма находится где-нибудь в глубине гаражных боксов, и там работает один человек. Это и подготовщик, и маляр, и продавец...
"СВ".