Научные сотрудники Художественного музея разработали программу по духовному воспитанию детей с пятилетнего возраста, предполагая, что, познакомившись с прекрасным в самом раннем возрасте, они пронесут через всю жизнь любовь к искусству.
Раз в месяц в залы Художественного музея специальным автобусом привозят старшую группу детского сада № 216. Среди картин они располагаются на маленьких подушках, прихваченных с собой, и начинается знакомство с музеем, художниками, картинами. Занятия ведет искусствовед Наталья Лужевская. Малыши могут сидеть или улечься на подушках и разглядывать лепнину на потолке старинного здания, слушать рассказы о том, для чего создаются музеи, о болезнях картин и лечащих их врачах. Маленькие ученики уже побывали в мастерской художника Бориса Склярука, от него узнали, как подрамник "одевается" в холст и раму, как смешиваются краски. Потом дети и сами упражняются в живописи. И в сочинительстве. Еще детей здесь учат хорошим манерам: как обмахиваться веером, как дамы и кавалеры должны подниматься по парадной лестнице. А под Новый год по мановению волшебной кисти в руках искусствоведа Натальи Лужевской прямо на глазах ожили герои старинных живописных полотен, и перед онемевшими от восторга детьми предстали царь Петр I, придумавший празднование Нового года 1 января, Екатерина II и другие. Малыши поверили в волшебство, и никто не догадался, что к ним пришли папы и мамы, переодетые в театральные костюмы.
Но чиновники от педагогики не спешат принять разработки искусствоведов. Хотя подобные музейные школы - не ноу-хау, требующие согласования, утверждения. По подобным программам музеи Москвы и Петербурга работают лет двадцать, они утверждены Министерством образования. В Русском музее такие занятия ведут профессора, театральные артисты, хореографы - преподаются все направления искусств. Программа рассчитана на детей от дошкольного возрата до студентов вузов. У преподавателей музейных школ нет цели вырастить искусствоведов, важно воспитать образованных людей, способных оценить настоящее искусство.