Алкогольный бизнес - сфера темная. Что в ней точно происходит и какие деньги крутятся, простой народ не знает. Только догадывается. Причем происходит повсеместно. В прошлом году в Москве был убит губернатор Магаданской области Валентин Цветков, а несколько дней назад "Российская газета" рассказала устами своего собкора Михаила Горбунова о том, как приближенные покойного губернатора "осваивали" в области драгоценный, чуть ли не дороже золотодобычи, бизнес по спаиванию населения. Интересная и, наверное, показательная и для других регионов история.
Шесть лет назад с приходом во власть губернатора Валентина Цветкова в Магадане началась как бы борьба с завозом "паленой" водки. И лозунги были при этом выдвинуты вроде бы правильные: во-первых, борьба за увеличение доходной части областного бюджета, во-вторых, за охрану здоровья северян. Массированному прессингу подверглись тогда в первую очередь крупные оптовые местные поставщики ликероводочной продукции. Многочисленные бригады милиции и налоговой полиции штурмом брали и надолго опечатывали склады с предполагаемой "паленкой". Вскоре заведенные было десятки уголовных дел закрывались за отсутствием состава преступления, водка оказывалась легальной и возвращалась владельцам. Но к тому времени многие из оптовых поставщиков и розничных торговцев спиртным либо разорялись, либо меняли род занятий.
Закончилась вся эта кампания двумя важными достижениями областной власти. А именно - созданием под ее эгидой некоего "оптового рынка торговли спиртным" и ОАО "Магаданвинпром" под личным кураторством главного "борца с контрабандистами" по всей Колыме, заместителя губернатора Александра Жавдарова, который немедленно устроил в это ОАО часть собственной семьи и прочих близких родственников. Увы, обеими "новациями" плотно заинтересовалась тогда областная прокуратура, в результате чего рынок и ОАО сами собой лишились полномочий власти. Причем "Магаданвинпром" вскоре "лопнул", а господин Жандаров, находясь под следствием, едва не попал в места не столь отдаленные, зато попал в опалу у губернатора и вынужден был расстаться с должностью, а затем и вообще исчезнуть из области.
Под губернаторской крышей и под градусом
Но борьба некоторых функционеров областной власти за водочную монополию отнюдь не прекратилась, а приняла новые формы и завершилась успехом. Хотя общий сценарий так и остался семейным безо всяких кавычек. Поскольку в борьбу на очередном ее этапе, по мнению многих северян, вступила Людмила Урсалова-Осипова, главный советник губернатора и, поговаривают, в течение долгих лет "серый кардинал" при Валентине Цветкове.
К подобным утверждениям есть веские основания. Приведем, например, "винно-водочно-пивной расклад" на магаданском рынке спиртного. Директором единственного в Магаданской области производителя спирта ОАО "Спиртзавод Магаданский" является супруг главного советника - Владимир Осипов. Генеральный директор ОАО "Магаданская группа" (в нее входят ресторан "Гамбринус", книжный магазин(!) и, самое главное, еще один монополист - завод пивобезалкогольных напитков) - сын советника Антон Урсалов (кстати, рестораном управляет его брат Алексей). Эта же "Магаданская группа" - учредитель местного ОАО "Магаданский ликероводочный завод" и вовсе уж частного 000 "Торговый дом Магаданский ликероводочный завод" (торговый дом "Оптовик"), которые с подачи областной администрации монопольно торгуют оптом местными крепкими напитками, монопольно же ввозят спиртное и вывозят его из области. Добавим, что даже ГСМ всей этой разветвленной структуре поставляют не чужие люди, а фирма, с владельцем которой в гражданском браке состоит дочь Урсаловой-Осиповой Арина. Не стоит тут подробно останавливаться на списке аффилированных предприятий - транспортных компаний и торговых точек, завязанных на семью, - перечень будет длинным, и мелькают в нем одни и те же не менее знакомые в области лица из числа "ближних".
"Система" существует в весьма льготных условиях. В 1999 году, войдя в Особую экономическую зону Магаданской области, она по соответствующему федеральному закону была освобождена от уплаты половины всех налогов. Другая половина шла как регистрационный взнос во внебюджетный Фонд зоны. Официальная пресса области изо всех сил все эти годы расписывала тот неоценимый вклад, который вносит в благосостояние Колымы производство собственной водки. Тем больше удивились магаданцы, когда 28 октября прошлого года областная Дума в пять раз снизила комплексу по производству и оптовой реализации спирта и алкогольной продукции сумму ежегодного регистрационного взноса зоны. И утвердила этот судьбоносный документ сразу во всех чтениях за один присест. А с законодательной инициативой выступил перед коллегами депутат Урсалов, который и сам признался всенародно, что такая новая льгота "системе" ведет к солидным потерям налогов в региональный бюджет: 44 миллиона рублей в 2002 году и еще 54 - в 2003-м, итого - сто миллионов без малого. А иначе, мол, рухнет все производство магаданской водки, поскольку "система" задолжала только федеральных налогов аж на 70 миллионов рублей.
К чести региональных депутатов, не все они, здорово осмелевшие после гибели губернатора, дружно вздернули руки "за" беспримерный законодательный акт о дополнительных льготах для "системы". Некоторые засели за счетные машинки. Тем более что и рядовые магаданцы ахнули: как это, мол, так получилось, что высокодоходные якобы производства вдруг оказались на грани банкротства?! И тут самое время поговорить о цифрах.
По данным официальной магаданской областной прессы, к концу 2002 года "весь комплекс по производству и продаже алкоголя, включающий ликероводочный завод, спирт-завод и торговый дом "Оптовик", ежемесячно перечисляет в казну по 15 миллионов рублей - 180 миллионов рублей в год". 180 миллионов "ежегодно" - это, конечно, миф, поскольку речь может идти только о прошлом годе. Равно как мифом можно назвать и сам факт перечисления денег в казну. Ну, может быть, и перечисляет. Но только... чтобы тут же забрать все обратно, да еще прихватить при этом лишку!
Прокурор в застолье - лишний
Еще в 2001 году, когда областная Дума принимала бюджетный закон на 2002 год, на строительство спиртзавода из средств Магаданской области было выделено 60 миллионов рублей. Замечу вскользь, что деньги были перекинуты из сумм на погашение задолженности по ЖКХ и транспортникам, а также бюджетной сфере. Не меньшие дотации выделялись из бюджета и внебюджетного фонда Особой экономической зоны и на ликероводочное производство. Кстати, все эти средства были оформлены как возвратные краткосрочные ссуды. Где они? Ни слова об этом не встретить в нынешних отчетах областной администрации перед северянами. Как и о том, кто еще, кроме самой области, входит в число акционеров многочисленных ОАО "системы" и куда девается государственная часть дивидендов от этих "высокорентабельных" производств (ведь, кроме налогов, "перечисляемых в казну", должна бы иметь место еще и чистая прибыль!). Да плюс долги по федеральным налогам на 70 миллионов, да плюс потери местного бюджета - почти на 100 миллионов за два года от странных "льгот". Увы, как ни считай, по официальным данным, "водочная система" области получается даже убыточной! Это при том, что цены на водку за прошлый год в Магаданской области поднялись аж на 34 процента, вдвое опередив максимальный рост цен по продуктам питания. От 85 рублей и выше стоит нынче бутылка самой дешевой местной водки, почти на четвертной дороже, чем в соседней Якутии, продают привозную московскую. Зато не раз официальные лица вскользь и смутно намекали с магаданских телеэкранов, что пока большая часть прибылей от водочного оборота идет "на дальнейшее развитие производства". Да куда уж дальше развивать! И так вся Колыма - в запое! Ведь и "водочный патриотизм" оказался таким же мифом: та же система завозит "зеленого змия" и из Москвы, Санкт-Петербурга, Осетии. Впрочем, насчет "развития производства" - тоже сомнительно.
...Один из "старой" магаданской областной депутатской команды, голосовавшей за льготы "системе", проболтался, не ведая о том, в местной прессе: "Мы не хотим отдавать рынок алкоголя торговым компаниям и фирмам". Мы - это кто? Думайте сами...
За семейную систему не раз еще при Валентине Цветкове пытались взяться, как говорится, соответствующие органы. Но, видимо, за спиной всемогущего на Колыме и весьма авторитетного в не менее соответствующих московских структурах губернатора нелегко было отделить "овец от козлищ", правых от виноватых. Начальник областной налоговой службы Василий Пентяшин непреклонно требовал от предприятий "системы" выплатить налоговую задолженность. Налогового генерала в результате... перевели в другую область. Та же судьба постигла прокурора Магаданской области Петра Кукушкина после того, как он отказался идти на поводу у областных властей и отверг заманчивое предложение - принять его жену на работу с высоким окладом в ...ОАО "Магаданская группа". И этот честный прокурор в генеральском чине вскоре переведен был в центральные районы страны. Может быть, нынешние контролеры затаились именно потому, что восприняли эти факты как назидательный урок и для себя лично?
Хоть бы Генеральная прокуратура, прошумевшая своими бригадами по Колыме, поставила точку в этом вопросе. Впрочем, многие сорта местных водок действительно не грех и отведать. Они отмечены золотыми и серебряными медалями на общероссийских и международных аукционах. Скоро, поговаривают, поступит в продажу новая - "Семейная", с групповым портретом на этикетке.
По масштабам потребления алкоголя Магаданская область перешагнула порог, за которым начинается необратимый процесс духовной и физической деградации жителей.
Михаил ГОРБУНОВ,