UCOZ Реклама

Свежий номер...

Вторник 16 декабря 2003 года №188



Крестьян Тушны вычеркивают из жизни


"Наверное, ставят над нами эксперимент, как над подопытными кроликами", - твердо уверены сегодня более 300 жителей села Тушна Сенгеилеевского района.
Эти люди - члены СПК "Тушнинский". Более месяца назад все они испытали шок. Беда пришла, откуда не ждали. Из Ульяновского регионального отделения фонда социального страхования (ФСС).
Казалось бы, каких только тягот не пережил за это десятилетие реформирования села терпеливый крестьянский люд. В списке испытаний - и поспешный, никем из крестьян неожидаемый, резкий перевод бывших государственных колхозов и совхозов в частные сельскохозяйственные кооперативы. И долгое отсутствие четкой политики по защите родного рынка сбыта для сельхозпроизводителя. И запоздалый, невнятный федеральный закон об обороте сельхозугодий. Но, как выяснилось недавно, для членов СПК "Тушнинский" перечень реформ и новшеств, оказывается, еще не исчерпан.
Отказ в компенсации
Для того чтобы понять суть свалившейся на головы колхозников напасти, необходимо небольшое отступление. Фонд социального страхования - это государственное учреждение, где накапливаются средства для выплаты пособий гражданам, попавшим в страховые случаи, такие как беременность и роды, болезни, погребение, на рождение ребенка и т. д. Деньги в данный фонд идут от предприятий, чьи бухгалтерии начисляют на заработную плату своих работников единый социальный налог. На эти страховые взносы и существует ФСС.
Фонд работает по обычной страховой системе. Если, например, на заводе денег, оплачивающих страховые случаи работников предприятия, потратили меньше, чем начислили налога в фонд ( а это фиксированный процент), то разница навсегда оседает в фонде и в плюсе остается ФСС. В случае же если у предприятия - перерасход средств на социальные выплаты, то не повезло фонду. Он должен возместить предприятию убыток вне зависимости от суммы поступивших от него налоговых отчислений.
Так что же произошло в СПК "Тушнинский"?
В октябре этого года бухгалтерия "тушнинцев", как всегда, послала в ФСС свой отчет. Крестьяне рожали, болели, умирали. Жизнь текла. Кооператив в течение двух с лишним лет исправно начислял на зарплату своим работникам социальный налог и выплачивал за ФСС пособия. И со стороны фонда к СПК не возникало никаких вопросов.
И вдруг от работников Фонда социального страхования приходит в Тушну отказ в возмещении затрат СПК на выплаченные в течение этих 9-ти месяцев пособия на сумму свыше 74 тысяч рублей.
Работа на земле - вне закона
Удивленным крестьянам юристы фонда объяснили, что ФСС решил в этом году внимательно прочитать "Закон о сельскохозяйственной кооперации". Этот закон появился на свет в 1995 году и помог государству побыстрее, не вдаваясь в подробности, раздать свою собственность - совхозы и колхозы - в частные руки многочисленных крестьян. Дабы рыночно-капиталистические процессы заработали и на селе. Страна в этот период реформировалась стремительно, поэтому нашим законодателям некогда было "рожать" что-то свое. Они взяли за основу "Закона о СПК" положения о сельскохозяйственных кооперативах Германии.
Однако получилось, "что немцу хорошо, то русскому - плохо". Ознакомившись внимательно с данным документом, юристы ФСС пришли к выводу, что труд доярок, трактористов, механизаторов как членов кооператива не является работой по найму. То есть для членов СПК кооператив не является работодателем, а для СПК член кооператива не является работником. Поэтому их трудовые отношения основываются на личном трудовом участии. Это означает, что между этими субъектами не может быть заключен трудовой договор. И эти люди работают на себя.
А так как федеральный закон определяет застрахованным лицом лишь гражданина, работающего по трудовому договору и государство гарантирует социальную страховку лишь наемным работникам, то Ульяновское региональное отделение ФСС отказывается от взносов по единому социальному налогу с зарплаты членов СПК и не хочет в дальнейшем страховать данную категорию крестьян.
За правдой - в суд
С данным прочтением закона о сельскохозяйственных кооперативах тушнинцы, конечно, не согласились. И подали на фонд иск в арбитражный суд. Однако этот цивилизованный шаг законопослушных граждан не может в полной мере охарактеризовать те чувства и мысли, которые переживают люди в ожидании решения арбитража.
Страсти кипят. Ибо представить себя в роли преуспевающих собственниц, пышнотелых и румяных, будто сошедших с предвыборных щитов Аграрной партии (а похоже, именно так представляется ФСС образ члена СПК), замордованные хроническим безденежьем и адской работой ульяновские доярки никак не могут и не хотят. Да и другие члены СПК, исправно трудящиеся на полях, больше считают себя работниками, нежели собственниками. Ибо дивидендов от своей собственности не видят.
В 1996 году власть поставила ни о чем не подозревающих и не подготовленных к переменам бывших колхозников и работников совхозов перед фактом, что отныне они не просто доярки и механизаторы, а члены СПК и собственники.
За это время новоявленные пайщики в большинстве своем осознать свою новую роль не смогли и за счет своей самостоятельности и свалившегося на голову имущества не разбогатели. Причин много, и не о них сейчас разговор. Речь о реальном материальном положении крестьян - членов СПК.
И так нищие
А оно таково. По отчетам сельскохозяйственного отдела областной администрации, 90 процентов СПК убыточны. Идет быстрая деградация сельского производства. И людям на селе живется несладко. Зарплата ничтожна. А имущественные и земельные доли в результате всех преобразований на рынке ничего не стоят. Оказавшихся в таких условиях членов СПК в области - целая армия.
И вот у этих людей решили отнять последние социальные гарантии.
На наших глазах в Ульяновской области создан прецедент масштаба всей страны. Если иск со стороны СПК суд не удовлетворит, миллионы российских крестьян окажутся в подобной же ситуации. Ибо, скорее всего, на СПК "Тушнинский" местное отделение ФСС ставит некий эксперимент.
Невыгодные клиенты
За что наказаны бедные крестьяне? Что заставило работников фонда прочитать по-своему непродуманный кем-то закон, который раньше не вызывал сомнений?
Здесь необходимо вспомнить о системе работы фонда, о которой говорилось выше. Она страховая. Не надо быть математиком, чтобы понять, что страховой бизнес хочет иметь дело с крупными предприятиями, где много рабочих и большие зарплаты и вследствие этого - большие отчисления, а страховых случаев на единицу работающих меньше в разы. С такими клиентами риск остаться в минусах у фонда невелик. А прибыль, как выше говорилось, остается навсегда у ФСС.
Иначе обстоит дело в случае с сельхозкооперативами, где зарплата у крестьян не больше одной тысячи рублей, а средний возраст, скажем так, болезнеопасный. Страховые выплаты всегда грозят выйти за рамки отчислений, получаемых фондом.
Поэтому можно предположить, чем руководствовались ульяновские страховщики: невыгодно им иметь дело с крестьянами.
Однако Фонд социального страхования - это учреждение, специально созданное государством. Так как Конституция страны, главный закон России, дает право каждому гражданину на труд и на государственное социальное страхование. Но в Ульяновской области эти вещи, видимо, решили толковать по-своему, по-антикрестьянски. Образумит ли их суд?
Галина ИЛЬЯСОВА.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz