Во второй декаде августа было принято два постановления исполняющего обязанности губернатора Михаила Шканова (авторство приписывают людям из его окружения), резко изменивших политическую обстановку в области накануне парламентских выборов. Фактически устроен контрреволюционный переворот.
Поделюсь некоторыми предположениями о причинах рождения в недрах администрации (при отсутствии Шаманова, Бударина, Никифорова, Курочки, Большаковой, Пиорунского) двух знаменательных постановлений.
Постановление № 104 от 18 августа "Об образовании департамента информационной политики администрации Ульяновской области" свидетельствует о желании определенных политических сил провести централизацию информационных ресурсов перед выборами как парламентскими, так и губернаторскими в декабре 2004 г.
Ликвидируются три юридических лица: "Центр политологии и духовной культуры", "Управление по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации" и "Информационное агентство "Объединенный корреспондентский пункт по Ульяновской области", которые каждое в своей сфере, плохо или хорошо - это другой вопрос, но осуществляли взаимосвязь власти и общества, имели в области свое бюджетное финансирование и, таким образом, определенную независимость от органов власти.
Информацию - под замок
Центр политологии проводил исследования общественного мнения, не всегда приятные и для исполнительной, и для законодательной власти, публиковал результаты в печатных СМИ и на радио, проводил бесплатные семинары для региональных отделений политических партий, собрал вокруг себя наиболее активную часть вузовских социологов, политологов, гуманитарной интеллигенции, в том числе осуществлял и мониторинг рейтингов политических фигур исполнительной и законодательной власти области.
Накануне выборов такая деятельность не может оставаться вне политики. При ежегодном утверждении областного бюджета основные баталии между депутатами и администрацией разыгрывались именно из-за финансирования СМИ и Центра политологии. Теперь депутаты, видимо, будут довольны - они не увидят, сколько средств уйдет на эти цели (все будет идти одной строкой - финансирование администрации области), но и никогда не узнают результатов исследований - ни через СМИ, ни через Центр политологии (работники администрации не имеют права без разрешения руководства распространять информацию). И тем, и другим (Центру и СМИ) рот закрыт накрепко.
Центр политологии изучал общественное мнение, донести которое можно только через СМИ. Таким образом эти структуры выполняли роль посредника между населением и властью. Просвещали, информировали, пытались более-менее объективно отражать общественные настроения. Теперь этого мостика нет. Исполнительная власть все подмяла под себя. Осуществлена жесткая централизация и закрытость информации, прежде всего от жителей региона.
Централизация, закрытость власти от народа - это признаки тоталитарного режима, характерного для представителей старой советско-партийной номенклатуры, а не представителей демократии, свободы, правового государства.
Выборы уже начались
Еще интереснее ситуация с прессой. По закону о выборах государственные СМИ обязаны предоставлять место (печатные площади или эфирное время) для всех кандидатов в депутаты. Муниципальные печатные СМИ не обязаны этого делать. Они осуществляют такого рода услуги только платно. Управление по делам печати было учредителем всех районных газет, и через него осуществлялось их бюджетное финансирование. С ликвидацией учредителя государственное бюджетное финансирование прекращено. Теперь только богатые люди смогут купить место и время для рекламы себя в качестве кандидатов, или возможные кандидаты вынуждены будут искать богатых спонсоров, чью волю потом будут выполнять, став депутатами ЗСО. Это явная защита интересов местных "олигархов". Проводить выборы в отсутствие объективной информации для населения, значит, иметь возможность манипулировать мнением избирателей, заставить их голосовать так, как нужно определенным политическим силам.
Второе постановление от 20 августа, подписанное опять же Шкановым, лишает самостоятельности все районные типографии, которые теперь становятся филиалами "Областной типографии "Печатный двор" и без разрешения обладминистрации не смогут печатать рекламную предвыборную продукцию неугодных для власти кандидатов в депутаты Госдумы и ЗСО.
Так что, господа, выборы, в том числе и губернатора, уже начались. Начались с наглого усиления контроля исполнительной власти за изучением общественного мнения и деятельностью средств коммуникации, то есть контроля каналов взаимодействия власти и гражданского общества. Коммуно-олигархический путч налицо.
Шаманов не правит?
Одно настораживает: почему все это произошло в отсутствие главы области и практически всех его заместителей (нет замов - нет процедуры согласования: кто-то пишет, Шканов подписывает). У многих возникает ассоциация, что Шаманов специально уехал и поручил первому заместителю осуществить столь непопулярные, антилиберальные меры. А возможно, все совсем по-другому. Местная антигорячевская часть политической элиты в 2000 г. пригласила боевого генерала в область не для того, чтобы он проводил собственную, самостоятельную политику, а чтобы победил Горячева и дал возможность противникам экс-губернатора бесконтрольно управлять регионом. Генерал для них - кукла, а они - кукловоды. Поэтому в его отсутствие скорее надо сделать то, что он не захочет подписывать, и сделать быстро, чтобы сложнее было вернуться назад. И цель ясна: представить генерала диктатором, авторитарным правителем, кулуарно принимающим решения, закрытым от народа. Для этого, наверное, и ряд газет постоянно муссируют слухи о якобы имеющем место желании Шаманова оставить пост губернатора досрочно. Кому-то, видимо, очень хочется держать его в напряжении и изоляции и править вместо него. Так, по крайней мере, кажется.
Олег Савин, политолог, с интересом наблюдающий за политическими играми в регионе с февраля 2000 г.