На спорах о военной реформе, казалось бы, поставлена точка: правительство одобрило план перевода армии на "преимущественно контрактный принцип комплектования" к 2007 году. Однако лидер фракции СПС в Государственной думе Борис Немцов не считает происшедшие подвижки настоящими реформами.
- Борис Ефимович, о военной реформе столь долго спорят, что уже даже и не вспоминают, в чем ее смысл?
- Для миллионов и молодых людей, и их родителей, бабушек, дедушек, и для президента - для всех очевидно: Российская армия в глубоком кризисе. Вот очевидные примеры: 20 тысяч жертв дедовщины ежегодно, целый батальон погибших от казарменного бандитизма только в прошлом году; десятками лет не ремонтируется военная техника; закупки оружия, причем самого обычного, на уровне нуля; чеченская кампания оказалась затянутой и проваленной, несмотря на заявления министра обороны Иванова, что там всего лишь 1300 боевиков, которым противостоит мощнейшая 80-тысячная группировка.
Смотрим дальше: 100 тысяч семей бесквартирных офицеров, низкий социальный статус военных, каждый день 140 офицеров подают рапорта об увольнении из Вооруженных сил. И на этом фоне за годы правления министра Иванова количество генералов увеличилось на 40 процентов - с 1000 до 1400 человек! При этом даже начальник Генерального штаба Квашнин обмолвился как-то: армия находится не в критическом, а в закритическом состоянии.
- И что с этим можно сделать?
- Мы считаем, что без перехода армии на контрактно-профессиональную основу Россия никогда не получит действительно компактную и современную армию. На первом этапе мы должны изменить систему комплектования, тем самым повысив статус военных и их социальную защищенность. А уже на втором этапе надо заняться серьезной программой повышения боевой подготовки, программой вооружения и т.п.
- А реформируем ли вообще армейский организм?
- У нас нет другого варианта: либо профессиональная контрактная армия, либо Россия вообще окажется без армии. Ведь проблема призывной армии, помимо прочего, это еще и проблема демографии, рождаемости. Всеобщую воинскую обязанность ввел еще Александр II. С тех пор прошло почти полтора века, менялись сроки службы, но сама всеобщая воинская обязанность сохранилась. То есть выходит, что со времен Александра II в этой сфере, по сути, ничего не менялось! Но та Россия была аграрной страной, в семьях было по пять-шесть детей, отправить служить одного из сыновей не являлось проблемой. Россия нынешняя - индустриальная страна с низкой рождаемостью, в среднем на семью приходится 1,2 ребенка. И как ведут себя нормальные мать, отец, бабушки, а также сами молодые люди, понимая, что армия калечит, что оттуда вообще можно не вернуться, что это потерянные годы? Все будут делать, чтобы "закосить", все! И уже хотя бы поэтому маниакальное генеральское желание сохранить призыв обречено.
Наш план реформы таков. Армия должна быть контрактной. Контрактник должен зарабатывать приличные деньги, выше средней зарплаты по стране. Сегодня надо платить 6,5-7 тысяч рублей, в "горячих точках" - 15-20 тысяч. Армия должна быть конкурентоспособной на рынке труда. Ведь не только же интерес родину защищать должен двигать людьми, посвящающими жизнь военному делу, они должны знать: страна про тебя не забудет и не плюнет тебе в физиономию, когда тебя контузит в Чечне или где-нибудь в Таджикистане. Чтобы изменить состав армии в лучшую сторону, мы предлагаем в качестве стимула бесплатную учебу в ведущих, элитных университетах страны. Отслужил по контракту три года - можешь поступить и бесплатно учиться в любом вузе страны.
Лучше компактная, хорошо вооруженная и хорошо оплачиваемая армия, чем миллион двести тысяч нищих и озлобленных вояк, как сейчас.
Владимир Воронов.
Полный текст интервью был опубликован в журнале "Новое время" 3.08.2003 г.