UCOZ Реклама

Свежий номер...

Вторник 19 августа 2003 года №122



Хлеб вне конкуренции


Уборочная страда в стране идет вовсю, но главный вывод известен уже сейчас - зерна стране в предстоящем году хватит, и никаких оснований для опасений по этому поводу нет. Соответственно, нет и объективных причин для роста цен на хлеб.
Но факт остается фактом: хотя в целом ситуация на продовольственном рынке остается стабильной, цены на главный отечественный продукт в конце весны - начале лета заметно подросли. И это заставляет вновь задуматься о причинах подобного явления.
Особенно бросается в глаза, что повышение цен было не повсеместным и не одинаковым. Где-то его не было вовсе, или оно было незначительным. А где-то, например в Ульяновске, уже к началу июня цены на хлеб выросли на целый рубль.
В значительной степени причиной подорожания стали аппетиты хлебозаводов и розничных торговцев. Но проблема, очевидно, не только в этом. Ведь в нормальных условиях, если кто-то из них завысит цену, его рынок тут же будет захвачен соперниками. Если же этого не происходит - значит, там просто не созданы условия для полноценной конкуренции. То есть либо она подменена административными методами, либо имеет место ценовой сговор (а призывы "координировать ценовую политику" на хлебном рынке не редкость, хотя, скажем, в США их сочли бы преступлением).
Справедливости ради нужно отметить, что в значительной мере ограничения конкуренции предопределены наследием плановой экономики. Строившихся тогда крупных предприятий по определению не может быть много. На город с населением в несколько сотен тысяч человек хватает нескольких хлебозаводов, на область - всего одного-двух мелькомбинатов.
В такой ситуации любое изменение их политики способно отразиться на потребительских ценах и ударить по кошелькам сограждан. Например, на ОАО "Мельничный комбинат в Сокольниках" вследствие корпоративного конфликта совет директоров блокировал решение о закупке зерна по цене 2,5 тысячи рублей за тонну с отсрочкой платежей на 90 дней. Теперь то же самое зерно покупают за 4,5 тысячи. Понятно, что о дешевизне муки в такой ситуации приходится только мечтать. Не способствуют ей и конфликты на других предприятиях.
Но это - в Москве. Здесь несколько мелькомбинатов и велико предложение муки из других регионов. Соответственно, проблемы одного предприятия не могут стать причиной для серьезного роста цен.
Иная ситуация в регионах. И как раз там-то чаще всего в дополнение к концентрации производства вступает фактор административных ограничений конкуренции.
В той же Ульяновской области два крупных мельничных комбината. Один - Димитровградский - принадлежит государству, другой частный. До прошлого года Димитровградский комбинат еле сводил концы с концами. Однако со сменой руководства его дела постепенно начали улучшаться. Ликвидированы долги по заработной плате сотрудникам, существенно сократился объем просроченной задолженности, а главное - выросло производство. И именно в этот момент в отношении комбината было внезапно возбуждено исполнительное производство, угрожающее арестом имущества предприятия и - как следствие - полной его остановкой.
В чем причина столь странного решения? По мнению некоторых наблюдателей, ситуация могла быть инспирирована владельцами конкурирующего - частного - мелькомбината и дружественными им сотрудниками областной администрации. Теперь, если губернатор Ульяновской области Владимир Шаманов не вмешается в ситуацию, принадлежащее государству предприятие может быть полностью остановлено. Зато весь областной рынок достанется конкуренту-частнику.
Подобный исход трудно назвать благополучным. Мало того, что государство фактически потеряет принадлежащую ему собственность, а сотни работников предприятия окажутся на улице, что для относительно небольшого Димитровграда подобно социальной катастрофе - со всеми вытекающими отсюда последствиями. Став монополистом, преприниматель-частник получит в свои руки мощный рычаг давления на областные власти и сможет реально оказывать влияние на принимаемые ею решения. А при желании - и "поучаствовать" в выборах. Ведь повышение цены на хлеб еще на один рубль повлияет на избирателей куда сильнее, чем любая политическая платформа. И переизбраться в такой ситуации и ульяновским депутатам, и самому Владимиру Шаманову будет куда сложнее. Так что сохранение конкуренции на рынке - это вопрос не только экономической теории, но и повседневной жизни каждого жителя области, начиная от простого рабочего и заканчивая самим губернатором. А значит, в их общих интересах эту конкуренцию сохранить.
Ограничения конкуренции существуют и на зерновом рынке. Конечно, сейчас они уже не имеют того масштаба, что в 1998 году, когда регионы один за другим запрещали вывоз продовольствия со своей территории. Тем не менее такие факты все же есть. Сейчас, например, административным путем ограничен вывоз зерна с Кубани. Понять краснодарского губернатора можно: из-за капризов погоды АПК края попал в весьма сложную ситуацию. Но и разрывать экономическое пространство страны подобными методами тоже вряд ли правильно: Россия должна быть единой.
Пока же приходится констатировать, что фразу "хлеб вне конкуренции" многие чиновники и бизнесмены понимают слишком буквально. И в той же Ульяновской области подобное "понимание", похоже, занимает солидную долю в цене каждой буханки.
Наталия ВОЛОДИНА, "РГ".


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz