UCOZ Реклама

Свежий номер...

Вторник 12 августа 2003 года №118



На бомбы не откликнулись


12 августа три года назад замолчал "Курск". Гибель атомной подводной лодки, как личную беду, переживали в каждой семье. Три члена экипажа этой субмарины - старший лейтенант Денис Кириченко, капитан-лейтенант Рашид Аряпов и старший лейтенант Алексей Митяев имели непосредственное отношение к Ульяновской области. Об этом "СК" не раз писал.
А вот как искали затонувшую подлодку, корреспонденту "СК" рассказал ульяновец капитан-лейтенант Андрей Емельянов, который служил тогда на Северном флоте и принимал участие в поисковой операции.
Ждали, когда всплывет
В середине августа 2000 года проходили учения Северного флота. Атомная подводная лодка (АПЛ) "Курск" должна была выполнить условную ракетную стрельбу по авианосцу. К тому же на ее борту имелась торпеда новой разработки. Поэтому решили боевое упражнение совместить с испытанием.
Примерно в полночь 10 августа подлодка вышла из залива и к утру прибыла в район стрельб. 12 августа, где-то с 12 до 14 часов, "Курск" должен был "атаковать" тяжелый авианесущий крейсер "Петр Великий".
Начались учения. В 9 утра подводный атомоход нанес условный ракетный удар по кораблям противника. Командир АПЛ об успешной стрельбе доложил на командный пункт Северного флота. Это была последняя информация с "Курска". Через несколько минут в первом отсеке АПЛ произойдет нечто...
- Тогда еще никто не знал, что с "Курском", но примерно в полдень гидроакустик "Петра Великого" зафиксировал на экране вспышку, а в динамике послышался отчетливый хлопок, - говорит Андрей Емельянов. - Об этом матрос доложил командиру. Но на корабле этому не придали значения. Учения продолжились. Только вот атаки на авианосец так и не состоялось. Никто не понял, почему. Решили подождать, когда всплывет "Курск".
Было уже 5 вечера, а донесений с "Курска" все не поступало. Тогда "Петр Великий" решил сам вызвать подлодку по звукоподводной связи. Ответа не последовало. Это насторожило командование Северного флота.
Примерно в половине шестого объявили боевую готовность спасательным кораблям, и в течение часа они вышли в море. С этого времени началась поисково-спасательная операция, в которой приняли участие около тридцати кораблей ВМФ, десятки самолетов и вертолетов и другие вспомогательные суда.
Ближе к девяти вечера решили вызвать "Курск" разрывами гранат. Так делается в экстренных случаях. Бомбили море до 11 вечера, но лодка так и не всплыла.
Уже за полночь всем кораблям поставили новую задачу: искать затонувший объект в районе учений.
Тем временем "Петр Великий" вышел к месту, где последний раз была зафиксирована связь с атомной субмариной и где акустик слышал хлопок.
"Мы искали пятна топлива"
- Ребята с "Петра Великого" потом нам рассказывали, что, как только авианосец встал на то место, эхолот сразу же обнаружил на дне огромный объект, - говорит капитан-лейтенант Емельянов. - Но что это, никто не знал. Корабль, на котором я служил, подняли по тревоге утром следующего дня, объявили часовую готовность к выходу в море. Мы уже тогда почувствовали что-то неладное. Нам поставили задачу: осматривать поверхность моря недалеко от авианосца "Петр Великий". Мы искали пятна мазута, пузырьки воздуха, аварийные буи. Но ничего не было.
Ближе к обеду к месту, где лежал объект, подошли спасательные суда. Однако только к вечеру удалось спустить подводный аппарат, но он тут же аварийно всплыл. Ударился об АПЛ. Вечером с самолета, наконец, заметили почти 300-метровое масляное пятно и предметы, плавающие на поверхности воды. Тогда и прозвучала команда об отбое поисковой операции. "Курск" был обнаружен. На часах - 20.00. Потом следствие установит, что "Курск" искали 31 час.
Время залечивает раны
К этому времени на "Курске" уже никого не было в живых. Ульяновец старший лейтенант Денис Кириченко погиб в первые минуты, он находился в четвертом отсеке подлодки.
"В 9-м отсеке 23 человека. Самочувствие плохое. Давление 0,6 кг на кубометр. При выходе на поверхность не выдержим компрессию. Протянем еще не более суток...". Эту записку потом нашли в одежде другого нашего земляка, командира трюмной группы капитана-лейтенанта Рашида Аряпова. Но следствие установило, что записку написал не он. Как она попала к нему, так и осталось тайной.
Погиб в первые минуты и старший лейтенант Алексей Митяев, который имел корни в Сенгилеевском районе.
Всех подводников извлекли из искореженного корпуса "Курска". Ульяновской земле предали тела двух офицеров - Дениса Кириченко (похоронен на Ишеевском кладбище) и Рашида Аряпова (на сельском кладбище в Мелекесском районе). Алексей Митяев похоронен в Санкт-Петербурге.
Прошло три года. Многое в жизни родных и близких погибших моряков изменилось. В этом году умерли бабушка и дедушка Алексея Митяева из Сенгилея. Супруга Рашида Аряпова переехала жить в Тольятти, у нее растет сын.
- Время постепенно залечивает раны, - сказал корреспонденту "СК" Станислав Кириченко, отец погибшего подводника. - Практически ни с кем мы не поддерживаем связи. Все эта кампания под названием "курская битва" затухает. В этом году меня приглашали на панихиду в Питер, но я отказался. Там идут споры, какой нужен памятник. Знаю, что тот комплекс в память о погибших с "Курска", что стоит на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге, решено переделать. Не нравится он многим. А мы сегодня как обычно сходим на кладбище, а потом в семейном кругу помянем Дениса.
Арсений Королев.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz