Как ни странно, но ульяновцы сами уничтожают памятники - символы достижения науки и техники.
И в подтверждение этому недавний скандал, который разгорелся по поводу попытки ликвидации самолета "ИЛ-62", что стоит у авиационного колледжа в новом городе.
Катастрофа не состоялась
В 1988 году "ИЛ-62" специально пригнали из Москвы в Ульяновск, чтобы он занял почетное место возле учебного заведения, которое готовит авиастроителей. Самолет стал собственностью авиационного колледжа и Заволжского района Ульяновска. Но три года назад, когда по стране прокатилась волна терактов, компетентные органы в целях безопасности предложили убрать этот лайнер. На защиту встали общественность города и пресса. Самолет отстояли.
О демонтаже "ИЛа" заговорили вновь на этой неделе. А в минувшее воскресенье сотрудники фирмы "Нейрон" отрезали хвост самолета. Как потом выяснилось, ничего криминального не произошло. Все было сделано на вполне законных основаниях. Эта фирма подписала договор с колледжем о демонтаже самолета. Руководство учебного заведения мотивировало ликвидацию лайнера тем, что под фюзеляжем проходит теплотрасса, трубы которой необходимо заменить. К тому же, если верить руководству колледжа, под передним шасси самолета образовалась полость, в результате чего "ИЛ" может рухнуть в любую минуту.
Чтобы поменять трубопровод, нужны деньги. И немалые. А их у колледжа нет. Вот и посчитали, что лучше отдать "ИЛ" на металлолом, а потом на вырученные деньги провести новый трубопровод.
Но на защиту памятника-символа вновь встали общественность и пресса. Авиастроители заговорили, что это очередная выдумка господина Обшарова, директора колледжа. Что никакой полости под самолетом нет и вообще он никому не мешает. А все разговоры о том, что, мол, ульяновский самолетостроительный завод не выпускает "ИЛы", лишь отговорка. Просто кому-то было выгодно сдать его в металлолом. Самолет содержит большое количество цветного металла.
Дело дошло и до областных чиновников. По этому поводу провели даже специальное совещание, на которое были приглашены руководители колледжа и фирмы "Нейрон". Было решено приостановить демонтаж самолета. А договор, заключенный между колледжем и "Нейроном", расторгнуть. Сотрудники фирмы убедили чиновников, что срезанный хвост находится в целости и сохранности и при необходимости его легко восстановить.
Тем не менее руководству авиационного колледжа удалось убедить чиновников в том, что самолет необходимо перенести в другое место. Аргумент один - он причиняет много неудобств.
Выслушав все "за" и "против", чиновники пошли навстречу и рекомендовали администрации Заволжского района подыскать новое место для лайнера.
Разумеется, место это будет в городке авиастроителей. Но если поразмыслить, то подходящего места в новом городе для этого самолета нет. В лучшем случае его поставят где-нибудь на пустыре или в поле. И если раньше за ним худо-бедно присматривали дежурные учебного заведения, то теперь он будет ничейным. Любители цветного лома вмиг оккупируют этот памятник и за короткое время раскурочат. Да к тому же на демонтаж нужны немалые деньги, которых, естественно, у администрации нет.
Ни "уазика", ни часовни
Если бы "ИЛ-62" убрали, то это был бы не первый случай демонтажа самолета в нашем городе. В памяти многих жителей нового города "ТУ-134", что стоял на бульваре Фестивальном. Пример бесхозности. Памятник не раз горел, а его фюзеляж местные пацаны и бомжи превратили в настоящий притон. К тому же охотники за цветным металлом постоянно вырезали пластины, и в конце концов "ТУ-134" превратился в груду металла. Символ отечественной авиации в конце прошлого столетия убрали.
Практически такая же судьба постигла и гордость отечественного машиностроения. Ульяновцы помнят, что у автозавода в былые времена стоял на постаменте "УАЗ-469". Одна бывшая сотрудница автозавода вспоминает, что в ее молодости эту машину-памятник даже пытались угнать. Позже на пьедестале оставили лишь один корпус, заменив даже колеса.
Четыре года назад на том месте решили возвести часовню. Автомобиль в одночасье убрали. Но прошло время, а часовни так и не построили. Место пустует.
Много проблем и у Музея гражданской авиации, расположенного недалеко от Центрального аэропорта. Уникальные самолеты постоянно подвергаются нападениям охотников за цветным металлом, к тому же у авиационного училища, которому принадлежит этот музей, нет денег, чтобы поддерживать лайнеры в сносном состоянии.
Наш паровоз - вперед!
В Ульяновске осталось всего два памятника-символа (не считая "ИЛ-62"). Первый стоит на площади близ парка Победы - танк "ИС-3", который был установлен еще в 1975 году в память о танкистах, погибших на войне с фашистами. Конечно, никакой технической ценности этот танк уже не представляет. Остался один корпус без начинки. За памятником следят, по крайней мере, подкрашивают время от времени. Только вот само место находится в запустении.
Второй памятник-символ, гордость отечественных железнодорожников - старинный паровоз начала ХХ века, - стоит на улице Локомотивной. Паровоз появился там еще в 1989 году. Из всех памятников-символов он сохранился лучше всех. Железнодорожники бережно относятся к своей реликвии. За паровозом следят, по крайней мере, на нем еще свежая краска.
Арсений Королев.