Апрель - традиционно период оживления интереса к двум историческим фигурам, дни рождения которых приходятся на этот месяц. Речь об Адольфе Гитлере и Владимире Ульянове-Ленине. 20 апреля ждут обычно всплеска активности неофашистов, а 22-го рассуждают о месте Ленина в истории. Кем он был, в частности, для России?
Телефонный опрос ульяновцев на эту тему провел в канун дня рождения вождя областной Центр политологии. Выяснилось, во-первых, что Ленина народ помнит, во-вторых, - что слегка тоскует о нем, точнее, о лидере такого типа. В опросе участвовало 324 человека. Даже при скидке на небольшое число респондентов и на то, что опрос телефонный, трудно спорить с верностью выявленных им тенденций.
Условно негативную оценку личности Ленина дали только 8 процентов из числа опрошенных, указав, что вождь был диктатором. Большинство же (52,6 процента) сошлось на определении "исторический деятель". Треть опрошенных смотрит на Ленина как на лидера коммунистической партии. И почти для стольких же (30,7 процента) он "человек, именем которого назван наш город"). Чуть больше трех процентов воспринимают первого главу Страны Советов как мстителя царю (в виду имеется, вероятно, месть Николаю II за казнь его отцом Александром III старшего брата Ленина - Александра Ильича).
Наиболее ярко Ленин проявил себя, по мнению большинства опрошенных ульяновцев (63 процента), как политик и революционер. А вот его хозяйственная деятельность высокой оценки у респондентов не заслужила - 53 процента считают, что в качестве хозяйственного руководителя он проявил себя как раз наименее ярко.
Почти 73 процента опрошенных заявили, что сегодня политика такого масштаба в России нет. И лишь 8,6 процента считают, что есть. При этом называют Путина, Зюганова, Глазьева и даже Анпилова.
А нужен ли вообще такой политик? Нужен, ответили почти 60 процентов участников опроса. И партия, "способная защитить интересы всего народа", нужна!
Пример "всенародной партии" у большинства живущих в нашей стране - КПСС. Она была единственная и многомиллионная. Специально Центр политологии о КПСС не спрашивал, но другой "всенародной" Россия просто не знает. В наши дни такой партии, по мнению 73,8 процента опрошенных, нет. Ни КПРФ, ни "Единая Россия", ни другие организации, звучавшие в ответах, на роль "защитницы всех" пока не тянут. Но поражает доля людей, уверенных, что подобная партия нужна, - без малого 80 процентов. Вот тебе и реформы, строили, строили многопартийную демократию и приехали. Правда, сторонников Ленина и партии-защитницы больше все-таки среди людей старшего возраста. Молодежь к этим вещам менее склонна.
Юрий КАШИНСКИЙ.