Испробовали и вина, и успеха
Ульяновский симфонический оркестр вернулся с гастролей во Франции
Восемь лет УГАСО пребывал в "невыездном" состоянии, но вынужденная пауза была вознаграждена сполна - нашим музыкантам аплодировала вся Франция. В течение месяца оркестранты давали концерты в Париже и 12 городах страны, также успели записать компакт-диск. Выступления прошли настолько успешно, что теперь оркестру открыты двери Европы и для следующих турне.
- Мои друзья видели десятки оркестров из России, - сказал на заключительном концерте дирижер Уг Рейнер, работавший с УГАСО во Франции, - ульяновских музыкантов они отметили как очень доброжелательных, профессиональных людей с открытыми сердцами.
Сам маэстро, который сейчас на пике популярности в своей стране и за ее пределами, был так вдохновлен работой с ульяновцами, что обещал лично приехать осенью в наш город и дать концерт. Рейнер также готов заключить договор о дальнейшем сотрудничестве и последующих гастролях "на более комфортных условиях".
Не секрет, что российские провинциальные оркестры в зарубежных турне нередко оказываются в рабском положении. Импресарио выжимают из музыкантов все соки, платя гроши. УГАСО такая участь, к счастью, не постигла, однако, по словам директора филармонии Владимира Белякова, условия были тяжелые. Работали много, ели мало, репетиции проходили три раза в день. Концерты во Франции начинаются поздно, поэтому в гостиницу музыканты возвращались за полночь, а с утра - снова переезд. Бывало, после восьмичасового путешествия сразу выходили на сцену. Жили и в гостиницах, и в семьях. Как правило, музыкантов "разбирали" хористы, сопровождавшие выступления.
Но все трудности с лихвой компенсировали успех у слушателей и общение с французами. Публика принимала везде одинаково тепло и восторженно. В административном зале одного из городов рукоплескала чопорная элитная публика в бриллиантах, радушно аплодировали и слушатели, приходившие на концерт в древние соборы. От русских музыкантов также были в восторге дети, которых по французским правилам воспитания рассаживали не в зале, а прямо среди оркестрантов. Так что 5-6-летние малыши дышали скрипачам, трубачам прямо в спину и воспринимали музыку, что называется, изнутри. Подобные эксперименты проходили на репетициях. Владимир Беляков рассчитывает перенять опыт и попробовать такое знакомство с музыкой и у нас. На время гастролей УГАСО изменил свое название и на афишах был представлен как Европейский оркестр из периферии. Но публика заранее была настроена на россиян положительно, поскольку дирижер Уг Рейнер с плохими коллективами просто не работает. В музыкальной среде маэстро известен как большой оригинал, что почувствовали на себе и наши артисты. Он держал музыкантов в постоянном напряжении, от его рук нельзя было оторвать глаз ни на секунду, так как с классическими произведениями он обращался вольно. Поначалу наши академисты сопротивлялись, но потом привыкли, и им стала даже нравиться оригинальность трактовок.
Оркестр играл французам ту музыку, которая у них просто обречена на успех - Чайковского, Моцарта, Бетховена. Также состоялись концерты болгарской музыки. Французского дирижера сменял саратовский - Константин Барков, "виновник" состоявшейся поездки УГАСО во Францию.
Экскурсии, развлечения в гастрольную программу не входили, но ульяновцы не миновали Эйфелевой башни и Лувра. Удалось искупаться в Средиземном море, некоторые на французском солнце даже обгорели. В каждом городе русских музыкантов встречали с вином и, угощая, вопрошали: "Правда, наше вино вкуснее, чем у соседей?". Музыканты вежливо кивали, но приехали в полной уверенности, что у французов вино везде одинакового вкуса.
Кроме творческого подъема, музыканты привезли с собой примерно по десять тысяч рублей гонорара. Для Европы не бог весть что, но для артистов, имеющих зарплату две тысячи рублей, - хороший стимул для поддержания вдохновения.
Алсу ИДРИСОВА.