Когда вы придете в расчетно-сервисный центр платить за телефон, оператор предложит вам перезаключить договор об оказании услуг телефонной связи. "Если хотите", - скромно оговорится милая женщина. На вопрос "зачем" она ответит: потому что теперь ОАО "Электросвязь" - это ульяновский филиал ОАО "ВолгаТелеком". Подмахнув договор, вы обнаружите, что, в отличие от предыдущего, он не исключает введение повременной оплаты за телефонные переговоры. Но на эту мелочь оператор вам укажет, уже заполучив вашу подпись.
Летом и осенью прошлого года в СМИ прошла бурная дискуссия о достоинствах и недостатках повременной оплаты, причем достоинства в этой системе видели главным образом связисты, все остальные заметили только недостатки. Тогда, после серии переговоров в администрациях города и области, введение "повременки" удалось отсрочить. И вот теперь отсроченная тема, похоже, возвращается.
Вернее, она никуда и не уходила. С лета прошлого года телефонисты выставляют пробные счета по схеме повременной оплаты, и каждый мог убедиться: если говорить более 10 минут в сутки, то платить придется больше. А кто у нас укладывается в 10 минут? Разве что домашние отшельники без родственников, друзей и знакомых.
На днях пресс-служба телефонной компании опубликовала рекламный текст под названием "Электросвязь подводит итоги". Из него следует, что и при нынешней системе оплаты компания развивается вполне динамично. В 2002 году темп роста выручки по сравнению с предыдущим годом составил 139 процентов (скорее всего, это произошло в основном за счет роста абонентской платы), на 16 процентов превысив темпы роста затрат. Почти полуторный рост!
По темпам роста доходов (валовая выручка за прошлый год - 714 млн рублей) ульяновский филиал занимает второе место в головном "ВолгаТелекоме". На эти деньги компания тянет линии связи, обновляет аппаратуру, подключает новых абонентов. На эти же деньги "введена аппаратура повременного учета стоимости телефонных разговоров общей емкостью 19860 номеров в пяти районах области". То есть компания уже вложилась в будущую "повременку", введение которой, видимо, теперь уже - дело времени: если ружье повесили на сцене, то оно непременно должно выстрелить.
В пресс-релизе отмечается, что и самой компании задолжали приличную сумму - 56 млн рублей, причем за год долг телефонистам вырос на 22 млн руб. Основной должник - бюджеты, которые не платят за льготников. Можно предположить, что льготники - это в основном ветераны и инвалиды, которые, поддерживая связь с внешним миром, много говорят по телефону. Поэтому при переходе на "повременку" при сохранении действующих льгот долг бюджетов значительно вырастет. Чтобы скомпенсировать это рост, клеркам в администрациях придется говорить меньше и четче: "да", "нет", "звоните Иван Иванычу", "это квартира", "надоели все как собаки!".
А в остальном все хорошо: связисты с оптимизмом смотрят в будущее и готовятся совершить качественный технологический рывок. Так что всем пенсионерам рекомендуется как можно скорее осваивать Интернет-технологии: возможно, при выделенной линии "чатиться" с собственными детьми обойдется им дешевле, чем говорить.
Сергей ГОГИН.