На Волге еще не сошел лед, а подводные охотники Ульяновска уже открыли сезон рыбалки. Не терпится им нырнуть в речную пучину, не столько за добычей - рыбу и в магазине можно купить, - сколько за впечатлениями. По словам одного из экстремалов, Андрея Гольтяева, впечатления всегда неповторимые.
Экстремал Гольтяев
На этот раз, например, в глубинах у Жигулевских гор охотникам открылась невероятная картина: дно реки волновалось и переливалось перламутром. Рассмотрели, а это громадная стая рыб улеглась на дно спинкой к спинке, совсем как селедки в банке. Только живые.
Гольтяева правильно было бы назвать главным подводным охотником области. По должности он председатель Ульяновского отделения Федерации подводного рыболовства. Кроме того, он ветеран - "бороздит" речные и морские глубины с 1986 года.
В советской стране не могло быть места понятию "подводная охота", это означало бы проявление негуманного отношения к водному миру. Охотились, конечно, но называли нейтрально: спортивной подводной стрельбой. ДОСААФ по этому виду спорта даже организовывал соревнования. Гольтяев старался их не пропускать, в итоге заслужил звание мастера спорта по подводной стрельбе.
С перестройкой в этой сфере все изменилось. В стране начали образовываться самостоятельные федерации подводной охоты, которые поделили между собой сферы влияния и теперь проводят свои собственные соревнования, организуют также и всероссийские.
Ради чего рисковать?
Ради чего нужно нырять под воду, рискуя жизнью? Не проще ли ловить рыбу, сидя спокойно на берегу с удочкой? Эти вопросы сами собой напрашивались при встрече с Андреем.
- Я тоже начинал с удочки, - говорит Гольтяев. - Когда служил в Ярославле, поехали с ребятами на речку Соловица. Закинули удочки, сидим, скучаем. И вдруг перед нами вода начала пениться, и неожиданно появляется голова нашего мичмана в маске. Выходит он на берег в переливающемся от влаги костюме, а в руках - большущий судак. Тогда я и принял для себя решение.
Насчет ловли у Андрея - своя теория. Он не любит, когда его называют рыбаком. Он охотник. Рыбак пытается жертву обмануть, говорит Гольтяев, загнать в сети, заманить на крючок. Охотник действует честнее: он вступает в поединок с рыбой в ее же среде, в неблагоприятных для себя условиях. Причем ныряет не в акваланге каком-нибудь, а задержав в легких воздух. Времени на охоту - от силы две минуты, а оптимально - вообще всего одна.
Конечно, "подводники" вооружены стрелами, гарпунами, но своим оружием злоупотреблять не могут, утверждает Гольтяев. Подводная охота, как и всякая другая, строго регламентирована. По правилам, можно добывать не больше десяти килограммов "трофеев". А случается, что он даже подлещика не привозит. Так бывает, если аппетит неуемный и хочется рыбку большую подстрелить. В итоге и время уходит, и корзина остается пустой. Хотя хороший охотник с годами узнает все повадки рыб и рыбные места, так что подводная рыбалка становится сродни сбору грибов. И поиски иногда вознаграждаются таким уловом, что коллеги еще полгода будут говорить с завистью. Однажды Андрей подстрелил сома длиной больше самого себя. Еле вытащил на берег, взвесил, глазам не поверил: 47,5 килограмма!
Сам попал в сети
Гольтяев хоть и охотился в разных морях, но предпочитает им пресноводные реки, озера, где, на его взгляд, жизнь намного разнообразнее. До вожделенного для всех дайвингистов Красного моря Андрей, к сожалению, не доезжал, служба не позволяет. А на Черном, Каспийском, Японском морях ему попадались только редкие водоросли и камни. Для человека, ныряющего без акваланга, скучновато. В Японском море охотник облазил все бухты, наловил терпугов, гребешков, трепангов. В этих водах у каждой рыбы - свой сезон. Сразу после отъезда Андрея началась охота на кету, о чем ему тут же сообщили друзья.
Охота - экстремальное увлечение. Опасности под водой ожидают на каждом шагу. Однажды на дне Волги Андрей увидел бревно, а под ним - скрывающегося судака. Судя по хвосту рыба тянула килограммов на пять. Пока прицеливался, судак ушел глубже под бревно. Подплыл, снова прицелился. И вдруг сам попал в рыбацкие сети. Обратил ведь внимание, что рядом свисают заброшенные сети, зацепившиеся за бревно, но значения не придал. Главное правило в таких ситуациях - не паниковать. Только как сохранять спокойствие, если пошла вторая минута под водой и в легких заканчивается воздух?! Благо у каждого охотника по правилам безопасности с собой должен быть нож. Проделав массу манипуляций, Андрею, наконец, удалось достать его из ножен и перерезать сеть.
Рыбака выплеснули в огонь
Но самая большая опасность в воде - это человек. Он может проехать по охотнику на моторной лодке или закинуть электроудочку и пустить заряд. Таких несчастных случаев немало. Один из товарищей Гольтяева чудом остался жив - его спас свинцовый пояс, который охотники надевают для погружения на глубину. Десятикилограммовый пояс выдержал металлические лопасти лодочного мотора.
Случаются также совершенно непредсказуемые вещи. В одном из селений случился сильный пожар. Когда его потушили, среди обломков обнаружили мертвого дайвингиста. Приехала милиция, никак не могла взять в толк, откуда на углях человек из воды? Объяснили сами пожарные, которые использовали новый метод тушения: на вертолете со специальным ковшом зачерпнули из реки воду и вылили ее на бушующее пламя. Ни о чем не подозревающий дайвингист имел несчастье попасть в ковш пожарных.
Но, как говорит поговорка, охота пуще неволи. А подводная охота для Гольтяева оказалась вообще вне конкуренции по сравнению с обычной, земной. Во всяком случае, у него дома рядом висят двустволка и гарпун, и он, бывало, охотился на уток. Но когда приходит время охоты, Андрей предпочитает гарпун.
Алсу ИДРИСОВА.