UCOZ Реклама

Свежий номер...

Четверг 17 апреля 2003 года №56



Не губите, мужики...


Не все водители знают, что такое дифференциал и для чего он нужен. На первый взгляд, полезность этого устройства не так и заметна, можно ездить, пусть даже с некоторыми неудобствами, и без него. Потребность в нем возникает только тогда, когда одно из колес проходит больший путь, например, при повороте наружное от центра колесо описывает окружность значительно большую, чем внутреннее. Дифференциал дает возможность ведущим колесам автомобиля вращаться с разной скоростью, что исключает проскальзывание одного из колес при повороте автомобиля, и при движении автомобиля по неровному участку дороги, когда колеса проходят путь разной длины. Меньше истирается резина, а автомобиль становится более устойчивым. На вазовских автомобилях применяются дифференциалы одного типа, конические, двухсателлитные. Дифференциал устанавливается в картере главной передачи и получает крутящий момент от ее ведомой шестерни. В коробке дифференциала расположены конические шестерни-сателлиты. Они состоят в зацеплении с шестернями, закрепленными на полуосях, а те, в свою очередь, вращают ведущие колеса. При движении по ровной и прямой дороге угловые скорости колес одинаковы, и сателлиты не вращаются вокруг своей оси. В случае неравномерности скоростей колес сателлиты начинают вращаться и перераспределять крутящий момент между колесами, такой дифференциал так и называют - межколесный.
Конструктивно шестерни сателлиты и ось дифференциала разделяет только тонкий масляный слой. Все рассчитано на то, что этот узел трения имеет непродолжительную нагрузку, ведь подразумевается, что дифференциал работает недолго, например, при повороте. Весь редуктор полностью погружен в трансмиссионное масло, отличающееся от остальных типов хорошими свойствами сохранения масляной пленки при высоких контактных нагрузках. Эту способность можно продемонстрировать неудачной попыткой ВАЗа использовать моторное масло в коробках передач переднеприводных моделей, при этом ресурс всего узла значительно уступал пользовавшейся репутацией "вечной" КП "классики", в которой заливалась известная трансмиссионка ТАД 17. Тонкий масляный слой, разделяющий поверхности пар трения в КП и редукторе, спасает от катастрофического износа, наступающего при отсутствии смазки.
Нередко приходится наблюдать, когда автолюбитель, пытаясь вытащить застрявший автомобиль своим ходом, сам того не ведая, разрушает дифференциал. Как правило, одно из ведущих колес находит под собой более твердую поверхность и останавливается, другое, менее удачливое, при этом отчаянно буксует. Такие режимы являются убийственными для дифференциала, в это время ему приходится работать на высоких оборотах довольно продолжительное время. При этом температура масла в паре трения сателлита и оси дифференциала (а на них приходится основная нагрузка) резко повышается, масло разжижается, и масляная пленка обрывается. При сухом трении контактирующие поверхности нагреваются до такой степени, что появляется эффект схватывания или (более понятно) сваривания, мгновенно возникает задир, и износ прогрессирует катастрофически. Достаточно одного продолжительного буксования, чтобы "попасть" на весьма недешевый ремонт. Признаки износа, как правило, проявятся в резком стуке при трогании и шуме, возникающем на повороте. Ремонт же сам по себе довольно сложный и трудоемкий, и даже опытному слесарю придется провозиться несколько часов, что выльется в конечном счете в довольно кругленькую сумму. Так что всем, кто застрял, искренний совет: при первом же буксовании попытаться найти помощников или самостоятельно поддомкратить и подложить под колеса что-нибудь потверже, например, доску.
Дмитрий КУЗНЕЦОВ


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz